Наука для всех простыми словами

Самый лучший сайт c познавательной информацией.

Даосизм. Дзен и даосское начало.

03.09.2015 в 03:28

Даосизм. Дзен и даосское начало.

Восток всегда был богат философскими и религиозными традициями, парадоксальными с точки зрения западного ума. А разве могут казаться не парадоксальными религии, отрицающие понятие бога и использующие вместо него понятия извечной безликой пустоты и относительности всего существующего? Очень хорошо подобные противоречия можно проиллюстрировать с помощью даосского учения, а также одного из ответвлений буддизма под названием "Дзен"
Даосизм. Дзен и даосское начало.. Будучи порождениями древнего Китая, оба эти учения имеют в своей основе такую характерную для китайского мировоззрения черту как стремление к полному спокойствию и душевной непроницаемости.

По сути, дзен и даосское учение являются совсем разными философскими традициями, но эти религиозно - философские системы имеют общую основу. Такие выводы можно сделать, приняв во внимания некоторые аспекты дзен и даосского учения.

Даосское учение предполагает осознание существования во вселенной вечного и непостижимого пути - дао. Последователи даосского учения утверждают, что дао невозможно понять, как и не возможно о нём говорить. Это извечный принцип, суть которого не выразить словами, его можно только ощущать своим естеством, поскольку оно как раз и есть дао. Согласно даосскому учению, дао присутствует во всём существующем, включая человека. Это первопричина, благодаря которой мир прибывает в постоянном изменении. Человек как часть мира, также постоянно видоизменяется, и не важно, в какую форму бытия он перевоплотится, ведь всё - одно и то же, всё - дао. Даосское учение не берёт во внимание, что о себе думает человек, чего он боится и от чего страдает. Дао нет никакого дела до человеческих страданий или размышлений, потому и человеку не должно быть до них никакого дела. На этом и основывается главный принцип даосского учения: настоящий человек не должен обращать внимания на боль и желания, единственное его предназначение - это быть равнодушным к жизни, воспринимать её как болезнь, а смерть - как выздоровление и воссоединение с дао. Также, адепту даосского учения не следует использовать разнообразные практики для достижения духовного блаженства, ведь они только засоряют сознание, отдаляя его тем самым от дао. Главное в даосском учении - это взгляд в себя, восприятие своей сути, своей природы, полное углубление в неё. Человек, ушедший в себя, становится недостижим для иллюзий мира, и потому может соединиться с дао.

Основную суть даосского учения можно проследить и в дзен. В этой ветви буддизма главный акцент тоже ставится на осознании своей сути и безразличии ко всему происходящему. Хотя эти позиции, в некоторой степени, присущи всем ответвлениям буддизма, , внимание, только в дзен они становятся центральными. Учение дзен во многом находится в оппозиции к традиционному буддизму: дзен отрицает авторитет священных текстов и возможность обучения вообще. Он, как и даосское учение, предлагает человеку познать свою суть через максимальное самоуглубление. Основатель дзен, буддийский монах бодхидхарма, советовал медитировать, глядя на стену, чтобы никакие объекты из внешнего мира не могли искусить разум идущего по пути дзен. Духовна цель дзен - состояние сатори, или "Постижение Собственной Природы", заложено в самой человеческой сути. Оно возникает внезапно, подобно вспышке молнии, когда человек осознает бессмысленность всего существующего по сравнению со своей истинной природой. Как и даосское учение, дзен требует от своих адептов абсолютного спокойствия, как единственной возможности избавления от иллюзий физического мира.

Таким образом, дзен и даосское начало предлагают, по сути, одно и то же, но с некоторыми отличиями в практике. Даосское учение видит основу мира, - дао, во всё окружающем, в то время как дзен признаёт только ментальное бытие. Дзен усматривает в окружающем мире только иллюзию и единственное, что в нём действительно существует - это духовная сущность человека. А даосское учение считает и физический мир и человека проявлениями первопричины. Но в главном эти учения едины: слияние с вселенной возможно только благодаря полному спокойствию и безразличию.

Даосизм Лао-цзы. § 1. Истоки даосизма. Учение Лао-цзы

Даосизм появился в Китае в середине первого тысячелетия до н. э., примерно одновременно с конфуцианством. Но в отличие от мировых религий, в которых перечисленные смысловые уровни предстают в их нерасторжимом единстве (например, буддизм), даосская философия это и религиозные теории и практики.14Начальный этап формирования даосизма имел отношение больше к практике, чем к теории этого учения. Это была практика шаманства, гадания и врачевания. На тесную связь древнейшей медицины с философией даосизма указывает то, что в практике врачевания шаманы активно использовали приемы магии и мантики, тем самым увязывая все процессы в организме человека с воздействием на него духов и высших космических сил. Так же усложнение социальной структуры общества, когда на первый план выходит политическая активность в ущерб простоте и естественности прошлого, определенно вызывало реакцию у тех, чье влияние и значение в обществе становилось все менее значительным. Эти люди призывали вернуться к первобытной жизни далеких предков, говорили о возвращении в эпоху «золотого века». Хотя, стоит заметить, что социальным идеалом ранних даосов была не мудрость древних с их великими традициями, не человеколюбие и справедливость в социальных отношениях, а сама природная простота и естественность, уход от всяческой суетности, страстей и желаний, которые отрицательно влияют на натуру людей и характер общества. Поэтому многие, бывшие против современной им действительности, предпочитали «уйти от общества» и в этой крайней форме отчуждения выразить свой социальный протест. Именно таким образом было положено начало аскетизму (отшельничеству). Аскеты-отшельники уходили далеко от людей и преимущественно в горы. Там первые даосы и проводили свою жизнь, окруженные ореолом мистики и святости. Теория философии даосизма стала весьма успешно развиваться в IV – III вв. до н. э. Даосы первыми стали разрабатывать проблемы Бытия, Природы, Всеобщности.15Именно в это время даосизм складывается в развитую культово-религиозную систему.

Даосизм философия | Даосизм кратко | Религия даосизм

Некогда в чжоуском Китае наравне с мощными религиями ( конфуцианством и буддизмом ) возникла уникальная философская доктрина, у истоков которой  стоял мудрец Лао Цзы (Старый младенец), написавший даосский трактат «Дао дэ Цзин», где изложены основные положения даосизма.

Центральное место в религиозной доктрине даосизма занимает Учение о Дао (которое также называют неоконфуцианством). Дао —»нерожденное, порождающее всё сущее», всеобщий Закон, господствующий вечно и всюду, Первооснова бытия. Непостижимое для органов чувств, неисчерпаемое и постоянное, без имени и формы, Дао дает имя и форму всему. Цель практикующего даосизм — стать единым с Дао, слиться с Ним.

Все в мире происходит спонтанно, естественно, по воле Неба, считают даосы, благодаря механизму, называемому «небесной пружиной». Пытаясь влиять на ход событий, человек нарушает гармонию, поэтому одним из даосских принципов является недеяние (кит. У-вэй). У-вэй — не есть бездействие, это действие вне ума, вне рассуждений, действия в медитативном состоянии тишины ума, когда поступки текут естественным образом, без предположений о ходе событий, без трактовки их, без объяснений…В состоянии У-вэй можно рубить дрова, рисовать картины, возделывать сад — делать что угодно, если ваш ум при этом молчит. Адепт занимает наблюдательную позицию ко всему, особенно по отношению к себе. Он невозмутим и анализирует посредством интуитивного мышления, но не дискурсивного.
Мир по своей сути не содержит противоречий, но в нем происходит вечная трансформация. Практикующий Дао должен покорно следовать Его потоку, пребывая в естественности и природной простоте; принимать всё, что предлагает жизнь, внутренне спокойно и естественно, не противореча своей истинной природе, не ведя войны с самим собой. Успокоиться и принимать мир таким, каков он есть здесь и сейчас. Следуя таким путем, находясь в естественной гармонии с миром, в гармонии с природой, возможно обретение долголетия и процветания духа.

Моизм

Моизм – древнекитайская философско-религиозная концепция, затрагивающая в основном социальную и религиозную сферы бытия человека. Эта концепция имеет два основных этапа своего развития: ранний или оригинальный моизм и поздний моизм, когда само учение разделилось из-за децентрализации. Но о всём по порядку.
Само учение было создано мыслителем Мо Ди более двадцати пяти веков назад и названо в его же честь Мо Цзя (школа Мо, или буквально – монеты); Мо Ди, в прошлом сторонник конфуцианства, позже выступил с резкой его критикой, что послужило этому причиной, неизвестно, но критика и новые взгляды Мо Ди были сформированы в подробный, но плохо сохранившийся свод трактатов, легший в основу моизма. Трактаты Мо Цзы позже были дополнены сочинениями учеников Мо Ди и составили: одиннадцать глав авторства самого основателя моизма, четыре главы Цзин (Канон) и Цзин Шо (Разъяснение канона), две главы Дао Цзюй (Большой выбор) и Сяо Цюй (Малый выбор). Главы трактатов «выборов» называют моистской диалектикой (Мо Бянь).
Прежде чем мы перейдём к рассмотрению учения самого моизма, следует рассказать о учениках и последователях Мо. Они были не простые мыслители, как например эллины, а военизированная религиозно-политическая организация, адепты которой были способны и выполняли радикальные акции, в том числе показательные казни и даже массовые самоубийства. Для пропаганды и защиты своего учения моисты разработали оригинальный метод, в котором можно усмотреть эристико-семантическую протологику. Популярность моизму принесла не только такая активная деятельность его последователей, но и явный популизм, а так же методологическая проработанность, и, естественно, провозглашаемая забота о народе и пропаганда социального равенства, что в общем-то и есть популизм моизма. Религиозная направленность и характер организации последователей этого древнекитайского учения позволяют заметить в нём черты секты. Но несмотря на это, сам моизм явился первой аргументированной критикой – теоретическим и практическим ответом на конфуцианство.

Даосизм кратко. Кратко об основных идеях даосизма

Даосизм зародился намного раньше конфуцианства во времена еще более жестоких междоусобных распрей и борьбы за власть. Главная идея даосизма заключается во всеобщем равенстве людей, равных правах на жизнь и свободу. Эти идеи сразу привлекли к новой религии множество сторонников из низших слоёв населения.

Бедняки, исповедавшие даосизм, надеялись, что скоро возникнет новое общество, основанное на принципах справедливости и гармонии. Под лозунгами даосизма даже проходили крестьянские волнения. Одним из самых известных восстаний в Древнем Китае было, так называемое, «восстание желтых повязок», проходившее под руководством даосского монаха. Целью этого восстания было свержение существующего политического строя и образование нового государства — всеобщего равенства и социальной справедливости.

Главная задача даосизма состоит в том, чтобы открыть людям глаза на цели их появления на свет, научить различать добро и зло, открыть секреты мироздания, научить жить в гармонии с природой и вселенной.

Еще в Средние века в Китае была создана целая сеть даосских монастырей, где проживали люди, полностью отошедшие от мира и посвятившие свою жизнь служению Небу и вечному Дао.

Монахи жили изолированно и не допускали непосвященных к лицезрению своих ритуалов. Их обряды всегда интересовали простых смертных, но монахи свято хранили свои тайны и передавали свои секреты только посвящённым ученикам.

Монастыри состояли из множества изолированных небольших полутемных келий, в которых монахи предавались размышлениям в попытках познать вечное Дао. Они иначе смотрели на социальные преобразования. Поскольку даосизм проповедует принцип неделания, то любые попытки изменить мир рассматривались как посягательство на основы вероучения, а созерцательность и уединение, наоборот, помогают слиться с Абсолютом и прожить тысячу лет в гармонии с Небом.

Поэтому особо рьяные последователи учения уходили в горы и вырубали себе каменные кельи, чтобы в полном уединении добиться бессмертия. Причем даосизм, наверное, единственная религия, которая не использует понятия Рая и Ада. Рай – это и есть бессмертная жизнь, дарованная великим Абсолютом, проведенная в размышлениях и созерцании чудес мироздания.

Основатель даосизма. Что это такое

Даосизм – учение, получившее распространение в Китае. Оно считается одним из древнейших в мире – период возникновения датируют приблизительно 5-м столетием до нашей эры.

Даосизм называют религиозно-философским воззрением, потому что он вобрал черты обоих понятий:

  • философии с присущим ей изучением бытия, знания, Вселенной, философскими трактатами – дао цзя;
  • религии, которая опирается на веру в высшие силы и предполагает некий догматизм, а также непременные духовные практики – дао цзяо.

Однако подобное разделение едва заметно – как правило, даосизм рассматривают как совокупность религиозных и философских аспектов.

Основатель даосизма. Что это такое

При этом здесь нет Бога как такового – в основе лежит понятие «дао». Оно многозначно и подразумевает под собой первоначало, путь постижения мироустройства, природу Вселенной и ее закономерности.   Главная цель – слиться с дао, стать единым целым.

Есть мнение, что даосская философия является оппозиционной по отношению к конфуцианской, и оно не лишено основания. В обоих течениях присутствует понятие «дао», но трактуется оно несколько по-разному.

Конфуцианство видит дао как соблюдение моральных принципов, правил гуманизма. Оно предполагает постоянное самосовершенствование человека как частицы общества – обучение письму, точным наукам, музыке, спортивному мастерству. Другими словами, Конфуций смотрел на дао в разрезе общественной жизни.

В противовес ему даосизм рассматривает дао как природу всего сущего, первоначало бытия. Человек должен жить по законам природы, быть ее частью, забыв про собственное «я» и не вмешиваясь в размеренное течение жизни. Просто и естественно – вот главные характеристики даосской жизни.

Основатель даосизма. Что это такое

Видео ДАОСИЗМ

Даосизм и Конфуцианство. Даосизм и его отличие от конфуцианства

Даосизм и Конфуцианство. Даосизм и его отличие от конфуцианства

Одновременно с конфуцианством в Китае появился и даосизм, родоначальником которого принято считать Лао-Цзы. Это течение было полной противоположностью конфуцианства. Основной идеей даосизма является самосовершенствование человека посредством связи со Вселенной. Китайское слово «Дао» имеет много значений: это и путь к бессмертию, солнцу, вселенной, звездам, способ добродетелей, закон человеческого поведения, космоса, мира.

Думают, что это основа всех предметов и природных явлений. Даосизм предполагал божественное происхождение человека, не помнящего своего далекого прошлого. Поэтому только в процессе развития и усовершенствования проявляются положительные черты людей. Основная цель Дао — открытие человечеству секретов мироздания, полное определение с вопросами касательно жизни и смерти.

Даосизм и Конфуцианство. Даосизм и его отличие от конфуцианства

Конфуцианство

Это религиозно-философское учение основано на высказываниях Конфуция, которые во главу угла ставят принцип гуманизма: необходимость в подавлении своего отрицательного начала для обретения добродетельности, как того требуют нормы морали.

Философия Конфуция включает в себя:

ВАЖНО ЗНАТЬ! Амулет, который поможет найти свое счастье и любовь…

  1. систему этических норм;
  2. вопросы политики;
  3. личностное поведение;
  4. управление обществом.

Данное течение имело цель содействовать общественному благополучию, созданию совершенного идеального государства. К высшим ценностям относилось государственные и патриархальные традиции, служение обществу, порядок. В связи с тем, что человек сам по себе несовершенен, он должен иметь правильные установки, чтобы прийти к положительному результату.

Главными принципами конфуцианства считают:

  • «жэнь» — принцип человеколюбия и гуманности. Не желай другим того, чего не хочешь сам;
  • «ли» — принцип почтительности и ритуала;
  • «чжэн-мин» — принцип исправления имен. Достигают порядка в обществе лишь в том случае, если каждый будет знать свое место;
  • «цзюнь-цзы» — принцип образа благородного мужа. Высоконравственность присуща мудрецам. Удел простолюдинов – обслуживание аристократической элиты и императора;
  • «вэнь» — принцип образованности, просвещенности, духовности. Не бойтесь обращаться за советами к находящимся ниже вас;
  • «ди» — принцип повиновения. Младшие повинуются старшим, ниже по должности – своим начальникам;
  • «чжун» — принцип преданности императору, нравственному авторитету правительства. Властители должны быть порядочными, тогда и простолюдины воровать не будут.

Конфуцианство также исповедовало принцип «золотой середины», посредством которого устраняли все противоречия, не вдавались в крайности, находили компромиссное решение по любым вопросам, в том числе и политическим.

Даосизм и Конфуцианство. Даосизм и его отличие от конфуцианства

Даосизм

Философия Лао-цзы исходит из единения человека и неба. Этот философ верил, что есть только единственный и всеобщий путь для всех людей (Дао), который не подлежит изменению. Человек живет для того, чтобы следовать Дао. Он не в состоянии изменить миропорядок, спокойно и смиренно плывет по течению жизни.

Учение Лао-цзы сводилось к самоуглублению, достижению очищения души, овладению телесностью. Теория даосизма заключалась в том, что человек не вмешивается в происходящие жизненные события, а также влияет на них. Опровергал конфуцианство, призывал быть смиренными, определял, что все зло и беды от отступления человека от законов природы. Только бездействие и молчаливое согласие – высшая добродетель.

Согласно даосизму, основой бытия является Ци, из которой исходят две противоположные силы: Инь и Янь. Именно они дают начало пяти стихиям: Огню, Земле, Воде, Металлу и Дереву.

Приверженцы Дао веровали в долголетие человека, в том числе и бессмертие. Предполагалось, что тот, кто познал Дао, на протяжении всей своей жизни будет иметь крепкое здоровье, поднимать на ноги своих пра-пра-пра-правнуков, стремиться к отношениям с молодыми особами. Знатные люди вкладывали свои деньги в поиски эликсира бессмертия. Само религиозное учение постоянно трансформировалось: теперь большое внимание стали уделять знахарям и магам, а  божественная связь со Вселенной отошла на второй план.

Даосизм проповедовал божественное создание человека и имел в виду, что стать бессмертным довольно просто. Только прилагают усилия к тому, чтобы силы и духи не покинули тело. Это делают при помощи частичного отказа от пищи, постоянных медитаций, совершения исключительно добрых дел. Стать бессмертными могли только те люди, которые за свою жизнь совершили не менее 1200 добрых дел. Однако помнят, что одно плохое дело может перечеркнуть все хорошие.

Даосизм и Конфуцианство. Даосизм и его отличие от конфуцианства

Основные отличия двух течений

Эти течения появились одновременно, но они отличались различным отображением всех сторон человеческого существования:

  1. Конфуцианство предоставляло собой рациональную концепцию, которая проповедовала гуманность, насаждаемую снаружи, а даосизм был склонен к мифическому началу и настаивал на свободном выборе и божественном происхождении, опираясь на внутреннюю добродетель.
  2. Конфуцианство способствовало ограничению человеческой воли и втискиванию его в пределы общественного порядка, а даосизм проповедовал свободный выбор, обращая особое внимание на внутреннее развитие, полное бездействие.
  3. Конфуцианство отвечало за социальную роль, а даосизм – за внутренний мир.
  4. На конфуцианство опирался весь существующий государственный режим, даосизм осуждал страсти и дикость, принимал за первопричину космическое начало, поэтому приверженцы этой религии не беспокоились об общественном служении и вопросах морали. Дао не приветствовал борьбу с собой, предпочитал отстраненность, покой.
  5. Конфуцианство основано на борьбе противоположностей: все, что не укладывается в рамки, отметается и не принимается во внимание. Дао такой подход воспринимает как насилие над человечеством, которое не дает проявиться настоящей сущности. В даосизме рамки совсем отсутствовали, что способствовало большей свободе даоса.
  6. Даосизм является более гуманистичным, нежели конфуцианство, согласно которому превалировал метод воспитания правильного члена общества и поддержания существующего общественного порядка.
  7. Конфуцианское течение было направлено на внутреннюю конфронтацию, которая приводила к внутриличностным конфликтам. Согласно даосской религии, правила и нормы, установленные в обществе, есть не что иное, как личностное насилие, искусственное образование, которое не дает проявиться истинной сущности человека.
  8. Конфуцианцы игнорировали все, что невозможно было окультурить. Даосцы не имели разделения на достойные или недостойные занятия – совершенство возможно в любой сфере жизни.
  9. Конфуцианство видело в человеке культурное и разумное существо, а даосизм — только эмоции и инстинкты.