Наука для всех простыми словами

Самый лучший сайт c познавательной информацией.

Чудеса в решете.

23.07.2017 в 15:54

Человечество от животного мира способность к абстрактному мышлению отличает. Наш мозг, являющийся, по сути, побочным продуктом эволюции, стал нашим самым сильным оружием, позволившим человечеству выжить в сложных условиях последнего периода кайнозойской эры. Благодаря способности мыслить мы смогли стать доминирующим видом на земле, подчинить себе многие стихии и создать современную цивилизацию.
Чудеса в решете.
С самого начала формирования человеческого общества люди стали задаваться вопросом: кто мы, зачем мы здесь и какова наша цель? Быстротечность человеческой жизни, её хрупкость и частая внезапность её окончания привела человечество к такому явлению, как религия. Но, даже не рассматривая такие сложные философски категории, как смысл жизни, люди, не имея возможности ответить на большинство чисто практических вопросов, списывали их причины на какие-то внешние силы, неподвластные их пониманию. Таким образом, появились понятия божеств и культы поклонения им.


Следует отметить, что с началом формирования у людей первых основ государственности, представители религиозного сословия (шаманы, жрецы и пр. ) сразу же тесно переплелись с формирующейся властью, а в некоторых случаях, сами и представляли верховную власть. И длилось это очень долго. Первые светские государства появились совсем недавно, не более трёхсот лет назад.
Появление монотеистической религии ещё больше укрепило связи светской и духовной власти и все догмы религии стали подгоняться под практическую основу жизненного уклада людей. Отсутствие сопротивления и безграничное подчинение властям, ограничение свободы мысли и действий - под всё это подводилась гранитная идеология религии.
Большинство современных религий базируются на принципах веры, то есть, по сути, являются вероучениями. Однако, большинству верующих трудно понять все нюансы того или иного учения о боге или других высших силах, а без них никаких подтверждений существования этих высших сил церковь предоставить не может. И тогда в дело вступают такие вещи, как религиозные чудеса. Особенно богаты ими представители "Авраамических" религий, в частности, христианства.

Уже не один век существуют явления, представляемые церковью, как проявления божественного начала. Сюда относятся как отдельные артефакты (сосуды с кровью святых, обломки креста, на котором был распят Иисус, туринская плащаница и т. д. ), так и некоторые необъяснимые с точки зрения современной науки явления - зажжение благодатного огня, изменение направления течения Иордана, мироточащие иконы и пр.
По словам одного из скептиков, фабрика по производству святых всегда находилась на земле. И церковь всегда ревностно оберегала свои секреты, не открывая информации о происхождении уникальных артефактов и ограничивая доступ исследователей к ним. Иногда доходило до совсем уж нелепых вещей. Например, если посчитать все персты Иоанна крестителя, хранящиеся в католических церквях, то их количество превосходит число пальцев на руках и ногах человека.
Однако, неумолимое развитие естественных наук, привело не только к пересмотру церковью взгляда на устройство мира и общества, но и коренной переделке самой концепции проповедования своего учения. Дошло до того, что католическая церковь, например, около ста лет назад в корне пересмотрела подход к своей работе и выбрала новую доктрину - томизм, изложенную еще в Xiii веке Фомой аквинским. Следствием этого стало изменение трактовкой церковью мироустройства, разделения понятий о боге и материальном мире. Косвенно это отразилось и на подходе католиков к чудесам - была создана специальная комиссия, изрядно "Проредившая" список церковных чудес, фактически, оставившая из примерно трёхсот необъяснимых явлений всего десяток, официально объявленных "чудесами".

Развитие же науки в ХХ веке вообще не оставило церкви шансов на монополию чудес. В последнее время практически все чудеса и артефакты были всесторонне исследованы учёными от биологов до физиков и данные, полученные в результате их исследований, выглядят отнюдь не в пользу клерикалов. Например, та же туринская плащаница оказалась грубой подделкой неизвестного автора из XIV века, а сосуды с кровью святых не содержат крови вовсе (вещество, выдающееся за кровь на самом деле представляло собой сложный органический полимер) и так далее.
Подобные разочарования постигли поклонников огня, сходящего неизвестно откуда в Иерусалиме во время праздника пасхи. Касаемо же свойств святой воды, то объяснение её долгой сохранности было дано еще раньше - используемые серебряные сосуды и кресты обладали бактерицидным действием благодаря ионам серебра. И так далее и тому подобное - с каждым днём число "Чудес" неуклонно сокращается.
Однако, как бы то ни было, "Людям Нравится Верить". Из года в год появляются всё новые и новые свидетельства проявления "Божественности" в тех или иных формах. Сформированное общество потребления требует новых и новых сенсаций, и стоит только какому-нибудь священнику из захолустья объявить о том, что к ним пришла божья благодать в виде, например, распустившихся в январе одуванчиков в форме креста, сразу же, как пчёлы на мёд, в забытый всеми городишко начинают тысячами валить паломники и журналисты.

Многие объясняют подобные явления недостатком образования у верующих и, как следствие, неспособностью к критической оценке того или иного явления. Наше общество слишком лениво, чтобы разбираться в чем бы то ни было. Проще поверить. Никто бы не подумал, что фраза "Верую, ибо Абсурдно" религиозного деятеля третьего века будет так актуальна через почти две тысячи лет после её произнесения.
В том случае, если бог действительно существует, то исходя из того его образа, который рисует нам церковь, он не нуждается ни в каких доказательствах своего существования, да и абсурдно верующие ему тоже не нужны. Бог выше этого. А наградив человека способностью мыслить (и, следовательно, сомневаться) бог открыл нам не только возможность самим постигать мир, но и дал нам дар творения. Именно это должно определять цели и стремления человека - думать, сомневаться и творить! Ezomir.