Четырехтысячелетний кромлех в Абхазии.
Древний мегалит расположен во дворе недействующей со времен грузинско - абхазской войны школы в нижней Эшере. Найти его, не зная точного расположения, можно только наобум, побродив то с одной, то с другой стороны разрушенного школьного здания, а потом внезапно выйти на заросшую поляну, где среди травы видны стоящие по кругу камни.
- исследовал его в 1969 году археолог Георгий шамба, я был тогда в этой экспедиции, - говорит заведующий отделом археологии абиги Игорь цвинария. - Мы раскопали два кромлеха, каждый состоит из четырех кругов камней. Западный сохранился полностью, а восточный полуразрушен.
В книге "Эшерские Кромлехи" Георгий шамба пишет, что о Находке сообщил ученым местный учитель истории. Он рассказал, что во время работ на школьном огороде обнаружены необычно поставленные ряды камней вместе с древними предметами и кости. Археологи приехали и начали раскапывать древнее святилище, снимать пришлось метровый слой грунта.
Находки поразили - более пятисот предметов: керамика, кинжалы, наконечники стрел, булавки, подвески, пряжки, бусы, украшенные полудрагоценными камнями, а так же множество человеческих костей.
По мнению археологов, камни для кромлехов доставлялись из известняковой каменоломни в пяти километрах. Расстояние между кругами камней засыпалось галькой, которую приносили с берега моря, тоже издалека.
Кромлехи появились около четырех тысяч лет назад. Два тысячелетия они действовали как ритуальные объекты, и были заброшены лишь с прибытием сюда римлян в начале нашей эры.
Смерть от молнии.
Чтобы понимать, как действовал кромлех, нужно немного сказать о древнем культе, возникшем на заре человечества. В науке его называют анимизмом. Это Вера в духов. Духами, по представлениям людей того времени, были души людей, как живых, так и мертвых, животных, предметов и явлений природы.
Они на злых и добрых делились. Злым приносились жертвоприношения, чтобы их задобрить. Впоследствии на основе анимизма родился шаманизм - Вера в то, что человек, обладающий высшим знанием, может повелевать духами.
Среди духов выше других ставились два: дух камня и дух солнца. Дух камня, по мнению древних людей, обладал сакральным знанием, потому что камень вечен и прочен, а дух солнца повелевал миром. Соответственно храмы делались из камня в форме солнца. Строительство их в одной из древнейших книг человечества "Авеста описано".
В центре кромлеха производились захоронения. Как считают ученые, хоронили там не всех, в основном - воинов. С особыми почестями хоронили погибших от молнии, это считалось божественной смертью.
Обряд вторичного погребения.
В Абхазии практиковалось вторичное захоронение. Оно упоминается еще Аполлоном родосским, подарившим миру миф об аргонавтах. Тело мертвого человека заворачивали в шкуру животного и подвешивали к дереву в священной роще. Когда оно разлагалось, кости переносили в кромлех, дольмен или пещеру. Почему-то не все, во время раскопок почти не было найдено ребер и позвонков.
По тогдашним верованиям, дух человека не мог полностью покинуть тело, пока на костях была плоть. Кости складывали в кромлех, засыпали галькой и накрывали известняковыми плитами. Этот обряд проводился в эшерском кромлехе на протяжении почти двадцати веков. Возможно, при кромлехе были священнослужители, которые следили за ритуалом.
Георгий шамба писал, что найденная в эшерском кромлехе керамическая посуда явно ритуального характера, потому что она была миниатюрной копией настоящей: пятисантиметровые кружки и тридцатисантиметровые кувшины.
- это сооружение доскифских времен бронзового века, - говорит Игорь цвинария. - то, что можно увидеть в Эшере, - поздняя форма кромлеха, раннюю я раскапывал в отхаре, под шестиметровым курганом. Там, в отличие от Эшеры, целый мегалитический комплекс с дольменом посередине и полукромлехами вокруг.
По мнению Игоря цвинария, в Абхазии еще могут быть и другие кромлехи, пока не найденные. Вообще же эти сооружения по всему миру встречаются. Сейчас эшерские кромлехи сильно заросли травой, посещают их редко. Свежие фотографии можно найти лишь в блогах повернутых на мистике туристов. Они специально едут сюда, чтобы, подобно своим далеким предкам, прикоснуться к чему-то таинственному, за гранью физического мира.