Cекреты технологии изготовления древнеримского стекла.
Искусство производства стеклянных изделий достигло небывалого расцвета во времена римской империи. До наших дней сохранилось множество великолепных стеклянных изделий являющихся столь сложными в изготовлении, как кубок Ликурга, что воссоздать из аналоги не под силу даже современным мастерам.
Особого внимания заслуживает процесс получения древними римлянами цветного стекла, являющийся столь высокотехнологичным и химически сложным, что в нём присутствуют даже синтетические красители.
Как же римляне цветное стекло получали?
Современные исследования позволили установить лишь ряд компонентов используемых для получения некоторых цветов. Особую проблему составляло то, что многие секреты стекольного производства охранялись в Риме, как важнейшая государственная тайна.
Цвет "Аква" (бледный сине-зеленый) достигался за добавлением оксида железа II (закиси железа. Многие ранние римские сосуды именно этого цвета были.
Сера придавала стеклу зелёный оттенок.
Бесцветное стекло получалось за счет добавления окиси сурьмы или марганца, что способствовало оксиду железа II преобразоваться в железо III.
Окись, по факту была желтой, но цвет столь слаб и практически неразличим, что стекло считалось бесцветным.
Янтарный цвет достигался за счет добавление в сырье железно - сернистых соединений.
Фиолетовый цвет стекла получался при добавлении марганца в соотношении 3: 100 от общего объёма.
"Королевский" синий цвет стекла - при добавление кобальта в соотношении 1: 1000 от общего объёма.
Рецепт получения "Египетского Синего" цвета точно не известен, но многие исследователи склонны считать, что добавляемый пигмент был первым известным синтетическим пигментом получаемым по неизвестной ныне технологии из смеси кремнезема, извести, меди и щелочи.
Пурпурный цвет, от непрозрачного коричневого стекла до блестящего тёмно - красного цвета, получался за счёт добавления не более 10% меди и от 1 до 20% свинца.
Стеклянные сосуды цвета пурпурин достаточно часто встречаются при археологических раскопках богатых римских поселений. Особенно большое их количество было обнаружено в Помпеи.
Получение насыщенного красного цвета в производстве цветного стекла считалось одной из самых сложных задач. Крайне редкие и особо ценные стеклянные предметы обладали пурпурным цветом.
Жёлтый цвет практически не применялся при изготовлении римской посуды, но известен по дошедшим до наших дней элементам мозаик. Точный процесс получения жёлтого, как правило, непрозрачного стекла, к сожалению неизвестен, но предположительно использовались добавки сурьмы и свинца.
Это лишь небольшой список способов получения цветного стекла в древнем Риме, но как мы можем видеть, еще несколько тысяч лет назад люди обладали значительными технологиями производства цветного стекла, и были хорошо знакомы с химией.