Бастер китон и его опасные трюки.
Бастер китон обожал использовать огромные декорации. За свою карьеру в немом кино он много раз использовал поезда, пушку времён гражданской войны и даже два настоящих корабля. Он никогда не применял модели, если имел возможность выстроить дом целиком в натуральную величину. В "Пароходном Билле" (1928) Бастер заставил съёмочную команду уронить на него один из таких домов.
Когда все остальные части фильма были уже на плёнке, вдоволь нанырявшись в реку с борта парохода и накувыркавшись под чудовищными порывами ветра, производимыми специальной ветровой машиной на улицах отстроенного в натуральную величину городка, который по сценарию разрушает торнадо, китон снова собрал всю команду в студии для съёмок последнего трюка, после которого даже опытный каскадёр вряд ли остался бы в чистых штанах.
По указаниям Бастера декораторы отделили фасадную стену от остального дома, закрепив её скобами, так чтобы она рухнула в точно предсказанном направлении. Затем китон встал каблуками на шляпки медных гвоздей, вбитых в землю в условленном месте. Оконный проём фасада оставлял ему не более пяти сантиметров зазора с каждой стороны.
Перспектива подобных съёмок вселила ужас во всю команду; а между тем эти люди не раз наблюдали, как Бастер не просто флиртует со смертью, но и, непочтительно задрав балахон, звонко шлёпает курносую по филейной части.
Второй режиссёр удалился на дальний край площадки, чтобы помолиться. Члены съёмочной команды отвернулись, не желая видеть, как человек, проработавший бок о бок с ними в течение стольких лет, будет раздавлен двухтонной стеной. Даже операторы крепко зажмурились и крутили ручки вслепую.
Разумеется, китон не получил ни царапины.
Ради съёмок "Генерала" (1926 г. ), который многие признают главным шедевром китона, он научился управлять допотопными даже для того времени локомотивами, причём (это было его требование) исторически подлинными, ходившими на дровах. Облазив вдоль и поперёк этих монстров, он буквально сжился с ними - и вскоре уже носился по крышам вагонов, летящих вперёд полным ходом, бодро скакал с одного на другой и даже, пристроившись на предохранительной решётке впереди поезда, столкнул брошенную на путях шпалу при помощи другой шпалы (в процессе он чуть было не снёс себе голову. Короче говоря, носился по локомотиву, словно очумевшая стимпанковская белка.
После очередного смертельно опасного трюка он так и продолжал катиться вперёд на предохранительной решётке, преспокойно выковыривая из ладоней занозы.
При этом нельзя сказать, чтобы китон совершал свои немыслимые подвиги исключительно в расчёте на внешний эффект, чтобы поразить своей храбростью. Один из опаснейших трюков в "Генерале", если не во всех его фильмах, заключается в маленьком трогательном отрывке, неизменно вызывающем смех.
Пока огорчённый, покинутый Бастер в задумчивости сидит на перекладине шпинделя, кочегар, не заметив его, запускает двигатель и заводит поезд в депо. Это был отчаянно рискованный замысел: требуется недюжинная удача и ловкость, чтобы мягко тронуть с места локомотив, тем более древний. Шпиндель в любую секунду мог дёрнуться и со смертоубийственной лёгкостью стряхнуть безрассудного пассажира прямо под разогнавшиеся колёса. Именно кочегар настоял на том, чтобы несколько раз проехать туда-сюда без Бастера, прежде чем вообще согласился принять участие в этой затее.
На съемках фильма "Три Эпохи" (1923 г. . китон задумал прыгнуть с одной многоэтажки на другую. Расстояние, которое ему нужно было преодолеть, составляло 5, 18 м. свою трюки Бастер делал без репетиций - это был его "Фирменный" стиль. Ведь, поранившись во время тренировок, в решающую минуту можно было дрогнуть перед камерой. Но во время прыжка, вместо того чтобы приземлиться на крышу, китон врезался в стену, пролетел 9 метров вниз и в конце концов был подхвачен страховочной сеткой, не давшей ему разбиться о мостовую. Этот трюк все же уложил китона на больничную койку на три дня. Но едва оправившись, актер еще добавил несколько спецэффектов в фильм: прорвал своим телом три оконных навеса, влетел в окно, раскачавшись на водосточной трубе, съехал по пожарному шесту и спрыгнул на крышу пожарной машины.
В фильме "Шерлок Младший" (1924 г. ) Бастер снялся в длинном отрывке, сидя на руле несущегося мотоцикла. Конечно, здесь все же использовали "Спецэффекты" уровня начала XХ века - мотоцикл иногда крепили на платформе, которую везли на скорости. И все же довольно долго Бастер летел на мотоцикле на самом деле. Во время съемок, он мог рулить и увеличивать скорость, а вот тормозить не мог. Останавливаться ему пришлось, врезавшись в автомобиль, но это осталось за кадром.
Однажды китон все-таки сломал себе шею, свалившись с водонапорной башни во время съемок фильма "Шерлока Младшего". Получив перелом, по воспоминаниям очевидцев, актер только глотнул бренди для обезболивания и продолжил съемки.
В наше время мало бы кто решился на такие трюки, а вот во времена немого кино это обычным делом. Остаётся только гадать, от скольких опасных задумок членам съёмочной команды всё-таки удалось его отговорить ….