Астрономы впервые двойника солнечной системы нашли.

16.12.2017 в 08:28

Повторный анализ фотографий с телескопа "Кеплер" помог планетологам открыть восьмую планету в звездной системе Kepler - 90 в созвездии дракона, что позволило ей сравняться по числу небесных тел с солнечной системой, говорится в статье, принятой к публикации в Astronomical Journal.

Астрономы впервые двойника солнечной системы нашли.
"С самых древних времен, когда первые астрономы земли открыли соседние планеты, было известно, что солнечная система не является рекордсменом по числу планет. Можно сказать, что Kepler - 90 - это миниатюрный аналог солнечной системы: ее внутренние части населяют небольшие планеты, а окраины - более крупные небесные тела, но все они расположены значительно ближе друг к другу, чем земля и ее соседи", - заявил Эндрю вандербург (Andrew Vanderburg) из университета техаса в остине (США. Рекордсмены галактики.
За последние два десятилетия орбитальные и наземные телескопы открыли тысячи планет за пределами солнечной системы. Некоторые из них похожи на землю, а другие - на планеты - гиганты типа Юпитера. Большая часть этих планет вращается вокруг своих светил или в одиночестве, или в компании одной - двух соседок.

По этой причине планетологи считали аналоги солнечной системы большой редкостью - пока известны лишь три звездные системы с семью планетами: Trappist - 1 в созвездии водолея, HD 10180 в созвездии гидры и HR 8832 в созвездии кассиопеи, а также несколько десятков светил, которые окружают пять или шесть планет.

Вандербург и его коллеги открыли первую звезду, которая сравнялась в этом отношении с солнцем, повторно анализируя данные, собранные телескопом "Кеплер" на первом этапе работы на орбите - когда он почти четыре года непрерывно следил за созвездиями лебедя и лиры.

"Кеплер" и другие похожие телескопы открывают следы планет у далеких звезд, наблюдая за резкими изменениями в яркости светила в тот момент, когда одна или несколько планет проходят по его диску и блокируют часть лучей. Подобная методика хорошо работает для крупных небесных тел, расположенных близко к звездам, но если планета находится далеко, то начинают мешать флуктуации в яркости светила и прочие случайные факторы.

От этих помех можно избавиться двумя способами - увеличивая продолжительность наблюдений или очищая данные при помощи новых статистических алгоритмов и систем искусственного интеллекта. Участники научной команды "Кеплера" периодически используют подобные алгоритмы, чтобы повторно проанализировать данные, проверить уже известные планеты и попытаться открыть новые.

Космическая книга гиннесса.
Во время очередной проверки вандербург и его коллеги обратили внимание на необычные аномалии в поведении планет, вращающихся вокруг Kepler - 90, - желтого карлика в созвездии дракона, удаленного от нас на две с половиной тысячи световых лет.

Ученые считали, что эта планетная система насчитывает семь планет - два аналога земли (b и c), три "Суперземли" (d, e и f), а также два газовых гиганта размером с Юпитер (g и h. при этом система очень компактна - h, ее самая далекая планета, расположена примерно на том же расстоянии от Kepler - 90, что и земля от солнца.

Как рассказывает вандербург, ученые давно подозревали, что рядом с первыми тремя планетами Kepler - 90 может скрываться еще одно небольшое каменистое тело, но доказать это не позволяло отсутствие однозначных данных и множество помех.

Эту задачу смогла решить нейросеть, которую исследователи наса научили различать реальные проходы планет по диску светил и случайные изменения в яркости, для чего показали ей примерно 15 тысяч правильных примеров. Таким образом вандербург и его коллеги смогли обнаружить еще одну планету в Kepler - 90 и вычислить ее свойства.

Эта планета, получившая временное имя i, находится между планетами с и d и совершает один оборот вокруг звезды менее чем за 15 дней. Она находится примерно в три раза ближе к Kepler - 90, чем Меркурий к солнцу, поэтому на ее поверхности царит адская жара - примерно 700 градусов кельвина. По химическому составу, размерам и массе она похожа на землю, однако жизнь на ней маловероятна.

Открытие нового небесного тела, как отмечает вандербург, делает загадку формирования этой звездной системы еще более интересной: пока непонятно, как такая большая и сложная планетная семья смогла стать такой компактной и сохранить стабильность. Астрономы не исключают и того, что в Kepler - 90 может скрываться еще больше планет, которые нейросеть пока не может увидеть.