75 миллионов лет назад в Антарктиде горели леса.

10.11.2022 в 19:52

По земле еще бродили динозавры, а на южном континенте бушевали лесные пожары.
Во время позднего мела (66-100 миллионов лет назад), одного из самых теплых периодов на земле, на острове Джеймса Росса в Антарктиде росли хвойные, папоротниковые и цветковые растения, а вокруг бродили динозавры. Но это был не совсем рай: древние палеопожары сожгли часть лесов дотла, оставив после себя древесный уголь, который в наше время стал источником важной и интересной информации.
75 миллионов лет назад в Антарктиде горели леса.
Международная группа палеобиологов под руководством Флавианы Хорхе де Лима (Flaviana Jorge de Lima) из федерального университета пернамбуку (Бразилия) проанализировала окаменелости, собранные во время экспедиции 2015-2016 годов в северо-восточной части острова Джеймса Росса. Эти окаменелости содержали фрагменты растений, похожие на остатки древесного угля, который выветрился за последние десятки миллионов лет.

Фрагменты древесного угля были небольшими: самые крупные - всего 19 на 38 миллиметров. Но изображения, полученные с помощью сканирующего электронного микроскопа, показали, что эти окаменелости - сгоревшие голосеменные растения (Gymnosp Rmae) и, скорее всего, хвойные деревья из семейства араукариевых (Araucariaceae. Результаты исследования представлены в работе, опубликованной в журнале Polar Research.
Интенсивные лесные пожары были частым и распространенным явлением в позднем меловом периоде, но большинство их свидетельств находится в северном полушарии. В южном полушарии задокументировано лишь несколько случаев - на территории современных Тасмании, новой Зеландии и Аргентины.
Почему горели антарктические леса? Ученые считают, что причина пожаров - вулканическая активность. В позднем меловом периоде суперконтинент Гондвана распался, в результате Антарктида оказалась более изолированной, чем раньше. На материке, свободном в то время ото льда, было много источников возгорания, включая удары молний, огненные шары от падающих метеоров и вулканическую активность. Кроме того, местная растительность легко воспламенялась, а высокий уровень кислорода способствовал горению.

"В Меловой Период в Антарктиде Наблюдалась Интенсивная Вулканическая Активность, Вызванная Тектоническими Процессами, о чем Свидетельствует Наличие Ископаемых Останков в Пластах, Связанных с Выпадением Пепла", - пишут авторы исследования.
Надо отметить, что работы, выявляющие следы палеопожаров, были и раньше. В 2015 году другая группа палеобиологов под руководством жозелин манфрой (Joseline Manfroi) провела исследования обугленных остатков древесины, найденных на антарктическом полуострове. Ученые выяснили, что эти остатки некогда были хвойными деревьями - важным компонентом палеофлоры Антарктики в меловом периоде. Специалисты пришли к выводу, что пожары были распространены в Антарктиде в кампане (ярус верхнего мела, примерно 72-84 миллиона лет назад. Работу с результатами исследования они опубликовали в журнале Palaeogeography, Palaeoclimatology, Palaeoecology.
Остров Джеймса Росса находится рядом с антарктическим полуостровом, но все же это остров - то есть можно говорить, что пожары, следы которых анализировали в этих двух исследованиях, разные, с разными источниками возгорания. Понятно, что изучение прочих частей Антарктиды затруднено, поэтому узнать, насколько сильно горели ее леса, мы пока не можем.

Внимание! Только в том случае, если вспомнить об антарктических Находках динозавров, то два места из трех, где их обнаружили, расположены на острове Джеймса Росса (третье - на горе керкпатрик трансантарктического хребта. Все они датированы верхним меловым периодом: динозавры жили на острове именно тогда, когда там бушевали пожары. Весьма вероятно, что лесные пожары случались на острове и позже, до тех самых пор, когда (около пяти миллионов лет) назад холод убил последние леса Антарктиды.