1 сезон 11 серия.
Триас.
После великого пермского вымирания жизнь еще долгое время, несолько миллионов лет, оправлялась от понесенных потерь. В то же время освободилось огромное количество экологических ниш, которые выжившие организмы поспешили захватить. И здесь вперед вырываются представители зауропсидов - рептилии, находившиеся до этого в пермском периоде на вторых ролях.
Часть рептилий возвращается к водной среде обитания, в которой жили их предки, амфибии и рыбы. Здесь в пищевой цепи они быстро положение высших хищников занимают. Длинношеее пресмыкающееся танистрофей освоило прибрежную полосу. Четырехметровые нотозавры отрастили ласты, полностью переселившись в моря, а их потомки, плезиозавры, будут доминирующими хищниками уже в следующем, юрском периоде. Но больше всех преобразились ихтиозавры, за долгие тысячи лет эволюции приобретя множество типично рыбьих черт.
Жизнь в океане, особенно на его дне, потеряла ту размеренность и медлительность, каковой она отличалась в палеозойскую эру. Теперь движение и активный образ жизни обеспечивали наибольшую выживаемость, а не толстая защитная скорлупа. К тому же, в мезозое появились первые охотники, способные легко разгрызть подобную защиту.
Таким образом, если визитной карточкой палеозойских морей были трилобиты, то теперь их сменили головоногие моллюски со спиральной раковиной - аммониты, именно в мезозое достигшие своего небывалого разнообразия. Ископаемые останки этих существ, окаменелости, часто можно найти и на территории нашей страны.
Не отставали зауропсиды и на суше. Здесь все ключевые позиции заняли различные ветви обширной группы рептилий - архозавров. Их эволюционным трендом стал переход к бипедальности, то есть передвижению на задних конечностях. Скипетр высших хищников захватили предки и дальние родственники современных крокодилов - псевдозухии или круротарзы. Они так и не смогли окончательно перевести тело в вертикальное положение.
Гораздо успешнее дело пошло у другой ветви архозавров - птерозавров. Освободив передние конечности, они отрастили широкие кожистые перепонки между ними и телом, облегчили скелет и первыми из позвоночных животных взмыли в небо, где они будут доминировать вплоть до самого конца мезозоя.
Из прежде широко распространенных синапсид границу палеозоя и мезозоя сумело преодолеть лишь небольшое число их представителей. Крупнейшими травоядными триаса, не относящимися к рептилиям, стали дицинодонты. Некоторые из них вроде девятитонной лисовиции могли достигать размеров слона. К сожалению, они, как и почти все синапсиды, вымерли в конце триасового периода. Все, кроме цинодонтов - небольших зверьков, давших начало всем существующим ныне млекопитающим. По своему строению цинодонты больше всего напоминали современных однопроходных - утконосов и ехидн, являющихся их прямыми потомками. Однако на протяжении всего мезозоя они будут оставаться в тени своих могущественных конкурентов - динозавров.
Ключевой особенностью динозавров и залогом их феноменального успеха стало изменение строения задних конечностей. Положение их ног вместо латерального, то есть по бокам от туловища как у ящериц, стало парасагитальным, то есть подведенным под туловище как, например, у нас с вами. Эта перестройка позволила динозаврам отказаться от опоры на замедляющие их передние конечности и стать полностью бипедальными, значительно повысив скорость своего передвижения. Подобные перемены требовали гораздо большего расхода энергии и ускоренного метаболизма, что ставит вопрос: получается, что динозавры были теплокровными? Скорее всего.
Конец триаса ознаменовался очередным крупным вымиранием, в результате которого вымерла половина известных нам видов. В качестве наиболее вероятных причин указывается вулканическая активность так называемой центральноатланической магматической провинции, закисление и аноксию океана, выброс метана в атмосферу. Сильно пострадали представители морской фауны - аммониты и двустворчатые моллюски; полностью вымерли конодонты. На суше исчезла большая часть круротарзов, рачистив путь для воцарения динозавров. В конце триаса появляются первые протомлекопитающие, вместе с цинодонтами пережившие гибель остальных синапсид.