Вселенная расширяется, однако материя постоянно образуется вновь в межгалактическом пространстве, поэтому у вселенной нет начала и не будет конца.
После открытия закона хаббла большинство астрономов приняли теорию большого взрыва - концепцию, согласно которой вселенная образовалась в прошлом из некоей точки. Однако в 1940-е годы группа астрофизиков под руководством Фреда хойла предложила альтернативную теорию.
Главная идея этой теории заключается в следующем: по мере того как галактики удаляются друг от друга при хаббловском расширении, в увеличивающемся пространстве между ними образуется новая материя. Вновь образованная материя со временем самоорганизуется в галактики, которые, в свою очередь, будут удаляться друг от друга, высвобождая пространство для образования новой материи. Таким образом, наблюдаемое расширение было согласовано с понятием "Стационарной" вселенной, сохраняющей свою общую плотность и не имеющей единственной точки образования (наличие которой предполагает теория большого взрыва. Но при этом требовалось принять без доказательств новую концепцию процесса образования вещества.
Некоторые астрономы поддерживали теорию стационарной вселенной вплоть до середины 1960-х годов. Основным достоинством этой теории была ее философская сторона. Утверждалось, что теория согласуется с принципом Коперника о том, что наш мир не уникален, и не выделяет какой-то момент времени как главный.
Вскоре начали появляться доводы против теории. Во-первых, в точных лабораторных экспериментах не удалось воспроизвести образование вещества. Во-вторых, что важнее, новые открытия в космологии - такие как космический микроволновый фон (см. Большой взрыв) - показали, что многие явления во вселенной можно объяснить исходя из сценария большого взрыва, но не из теории стационарной вселенной. Например, когда мощные телескопы смогли заглянуть во вселенную поглубже и таким образом проникнуть в ее прошлое, стало ясно, что все наиболее удаленные галактики представляют собой молодые, еще не сформировавшиеся системы. Это - как раз то, что и ожидалось от вселенной, возникшей в результате большого взрыва, но никак не согласовывалось с картиной стационарности. В конце концов большинство защитников теории стационарной вселенной, сраженные этим контраргументом, просто сдались.
Однако до наших дней дошло одно наследие этой теории - сам термин "Большой Взрыв". Изначально его предложил хойл - чтобы посмеяться над своими оппонентами, и, наверное, он был очень удивлен, когда те с восторгом приняли этот термин.