Вселенная древних славян.
Ezomir.
О взглядах древних славян на вселенную и окружающий мир мало что известно вследствие практического отсутствия письменных источников. Поэтому получить какое-то представление об этой части мировоззрения древних славян можно лишь по косвенным источникам - по данным археологии, этнографии, косвенным сведениям письменных источников.
Много данных о вселенной древних славян может дать так называемый "Збручский Идол", который из-за этого порой называют даже "энциклопедией славянского язычества". Данное четырёхгранное каменное изваяние по сторонам света ориентировано. Каждая его сторона разделена на три уровня - судя по всему, небесный, земной и подземный. На небесном уровне изображены божества, на земном - люди (двое мужчин и две женщины, как и божества), а в подземном - некое хтоническое существо, держащее на себе землю.
Отрывочные сведения о мироощущении древних славян можно получить из древнерусской литературы. В частности, в "Поучении Владимира Мономаха" упоминается ирий - далёкая южная страна, в которую улетают на зиму птицы. При помощи этнографических материалов мы можем узнать, что ирий в народной памяти отождествился позже с раем и олицетворял собой "Страну Блаженных", тот свет.
Кое-что о представлениях славян может рассказать древнерусская летописная клятва:
А если выше сказанного не выполним … то пусть будем желты, как это золото.
Данная клятва объясняется тем, что покойники славянами мыслились, как правило, жёлтыми, поэтому в данном случае слова "Будем Желты" имеют прямое значение "пусть умрём". В связи с этим следует отметить, что золотой цвет часто имеют подземный мир или тридесятое царство в русских волшебных сказках, а также жители этого потустороннего мира. Данная мифологема встречается, вероятно, и у других индоевропейских народов (ср. Золотой чертог одина.
Наконец, по мнению некоторых исследователей, сведения о вселенной древних славян можно почерпнуть из "Слова о Полку Игореве". В частности, внимание привлекает данный отрывок.
Вещий Боян, если о ком-либо пропеть замыслил, то разлетается мыслью - белкою по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаком. (Перевод а. к. Югова).
Некоторые исследователи в данном отрывке находят трёхчастное деление мира (небо - воздух - земля) и архетипический образ мирового древа, а белку, которая бегает по этому дереву, сравнивают с белкой рататоск из германо - скандинавской мифологии. В данном случае получается, что Боян, подобно древнегерманским скальдам, путешествовал по мировому древу (у германцев - мировой ясень), соединяя таким образом миры и получая божественное знание и вдохновение из вышнего мира. Кроме того, представления о мировом дереве сохранились в позднейшей традиционной культуре славянских народов - в сказках, заговорах, росписях прялок и т. п. например, в начальной части заговора заговаривающий локализует себя в центре сакрального мира:
На море - океане, на острове буяне стоит дуб карколист, на том дубе сидит сокол, под тем дубом змея ….
То есть видно, каким образом славяне (в данном случае, русские) представляли себе вселенную: в центре мирового океана располагается остров (буян), на котором, в центре мира, лежит камень (Алатырь) или растёт мировое древо (как правило, дуб. На этом дереве, как видно из заговора, сидит птица, а под деревом находится змея. Такая картина весьма схожа с германо - скандинавской и с представленной в "Слове о Полку Игореве".