Вечный странник агасфер.
Ezomir.
В средние века в христианском мире широко распространилась легенда о неком иерусалимском еврее агасфере, который оскорбил Христа, несшего свой крест на голгофу. Когда Христос остановился передохнуть и прислонился к забору, хозяин дома, мелкий ремесленник, с бранью прогнал осужденного на страшную казнь, а по одной из версий - даже ударил его сапожной колодкой.
Тогда Христос сказал: "Я Уйду, но ты Будешь Ждать Моего Возвращения". С тех пор агасфер обречен скитаться по миру, не зная ни отдыха, ни смерти. Избавить вечного жида от опостылевшей жизни и душевных терзаний может только второе пришествие спасителя.
Интересно, что далеко не во всех вариантах легенды человек, наказанный столь оригинальным образом - дарованием вечной жизни, - является именно евреем. Да и имена каждый раз новые приводятся.
Так, в Италии он назывался боттадио (или бутадеус - "Ударивший Бога"), в Англии - картафилусом, в бретонских легендах - будедео ("толкнувший бога"), во Франции и Бельгии - Исааком лакедемом.
Однако наибольшее же распространение получило имя, упоминаемое в одной из знаменитых немецких книг, - агасфер.
Следует заметить, что легенда об агасфере не имеет прямого отношения к еврейскому фольклору. Само имя вечного жида является ничем иным, как искажением имени персидского царя Ксеркса (ахашвероша) из книги Эсфирь. Вероятнее всего, родилось предание о неприкаянном страннике, не способном умереть, из истории о каине, которого яхве обрек за братоубийство на скитания со знаком проклятия на лбу. Все живое получило от бога строжайшее приказание: лишать жизни каина запрещено.
Вполне возможно, что прототипами вечного скитальца могли быть библейский патриарх Енох и пророк Илья - единственные из людей, избежавшие физической смерти. Следует сказать, что и у буддистов существует подобная легенда. Согласно преданию, будда за заносчивость приговорил некого пиндола к бессмертию, заявив: "Ты не Попадешь в Нирвану, Пока Существует мой Закон".
Говоря об агасфере, нельзя не вспомнить о некоторых персонажах германской мифологии. Например, о диком охотнике, который чаще всего выходит на охоту зимними ночами и приносит несчастье видевшим его. Сей персонаж мифов восходит к образу самого бога одина (вотана), временами проносящегося по небу во главе армии мертвых.
Естественно, что в легенде о вечном жиде есть и христианские корни. Так, в евангелии от Матфея (16: 28) можно прочитать слова Иисуса: "Истинно Говорю вам: Есть Некоторые из Стоящих Здесь, Которые не Вкусят Смерти, как уже Увидят Сына Человеческого, Грядущего в Царствии Своем".
В евангелии от Иоанна (21: 22-23) передается разговор Христа с апостолом Петром, причем речь идет об одном из учеников: "если я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? Ты за мною иди. И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет". Так сложилась легенда о том, что упомянутый Иисусом ученик - это сам евангелист Иоанн, который до сих пор жив, странствует по земле и ожидает возвращения спасителя в наш грешный мир.
Некоторые места из нового завета позволяют предположить, что легенда о вечном жиде вобрала в себя также образ одного из служителей первосвященника Каифы мальхуса. Когда кайфа допрашивал Христа, матьхус, разозлившись, ударил спасителя, за что в течение многих веков подвергался многочисленным наказаниям.
И хотя в случае с Иоанном бессмертие трактуется как благословенный дар, в то время как вечная жизнь агасфера расценивается как проклятие, похоже, оба эпизода действительно с течением времени могли слиться в одну мрачную легенду.
Примечательно, что никто не может назвать времени, когда история о вечном жиде начала свое шествие по миру. Возможно, первым свидетельством об агасфере является сборник историй VI века "Леймонарьон" Иоанна мошаса. В нем есть рассказ о том, как один странствующий монах случайно встретил изможденного, оборванного эфиопа. Странный путник сказал, что он - тот, кто "Творца Мира, Господа Нашего Иисуса Христа, Идущего на Казнь, Ударил по Лицу".
Еще одно рукописное свидетельство появления вечного жида относится к 1230 году. Тогда хроникер Матфей парижский (Матиас парис) зафиксировал в "Большой Хронике" любопытный рассказ. В 1228 году в Англии побывал с визитом архиепископ Армении. Священнослужитель сообщил, что разговаривал с неким Иосифом - свидетелем страданий Христа, лично говорившим со спасителем. Он якобы обречен на вечную жизнь и продолжает влачить земное существование, являясь живым подтверждением истинности христианской веры.
Приезжий рассказ иосифа передал. Тот утверждал, будто настоящее имя его - картафилус, он служил привратником присутственного места (преториума) Понтия Пилата. Когда Христа выводили на улицу, картафилус ударил его кулаком в спину и бросил презрительно: "иди скорее, чего ты так медлишь? "И Тогда Иисус, Строго Взглянув на Привратника, Произнес:"я пойду, а ты подождешь, пока я вернусь".
С тех пор, по словам архиепископа, картафилус, которому во время беседы со спасителем было около 30 лет, не может умереть.
Каждый раз, достигнув 100-летнего возраста, он заболевает непонятной болезнью. Мучения переходят в странный экстаз, а затем обреченный на вечность выздоравливает и. возвращается к тому возрасту, в каком был в день смерти Христа.
Священнослужитель уточнял: картафилус, в основном, живет в Армении и других странах Востока, общается преимущественно с епископами и прелатами. За минувшие века он перешел от ярости, отчаяния и озлобленности к пониманию своей вины. Вот уже долгое время картафилус ведет, мол, благочестивый, святой образ жизни, говорит крайне редко (только когда его спрашивают), от подарков и приношений отказывается, лишь изредка оставляя себе что-нибудь из одежды да скудную пищу.
О прошлом и о смерти спасителя он вспоминает со слезами; вечноживущий терпеливо дожидается пришествия того, кого он оскорбил, и надеется на прощение. Ведь грех свой злосчастный привратник по неведению совершил.
Начиная с XV века на первый план выходят самые мрачные версии древней легенды, в которых говорится в основном о наказании, а не о раскаянии и ожидании прощения. Тогда появились рассказы о том, как вечный жид полтора тысячелетия непрерывно ходит вокруг столпа в подземелье или живет в заточении нагой и заросший и спрашивает всех входящих к нему: "идет ли уже человек с крестом? В 1602 году Европу охватило повальное увлечение книгой "Новое Сообщение об Иерусалимском Жиде, Именуемом Агасфером, Видевшем Распятие Нашего Господа Иисуса Христа и Находящемся еще в Живых". История, рассказанная в ней, действительно впечатляла. В молодости ученик Мартина Лютера Пауль фон эйтцен, доктор богословия и шлезвигский епископ, учился в виттенберге.
В 1564 году он завершил свое образование и вернулся к родителям в Гамбург. Естественно, что в ближайшее же после приезда воскресенье он направился в близлежащую церковь на проповедь. Среди прихожан фон эйтцен заметил странного человека. Мужчина лет пятидесяти, высокого роста, босой, с длинными, падавшими на плечи волосами, стоял прямо напротив кафедры и с глубоким вниманием слушал проповедь.
Когда же звучало имя Иисуса, он кланялся с величайшим благоговением, ударял себя в грудь и горестно вздыхал. На улице стояла холодная зима, но странный прихожанин был облачен лишь в сильно изодранные панталоны и опоясанный ремнем кафтан. Позднее многие говорили, будто этого мужчину видели практически во всех странах Европы.
Фон эйтцен заинтересовался необычным молящимся и после проповеди подошел к нему. Доктор начал расспрашивать мужчину, откуда он, куда направляется, сколько намерен пробыть в их городе. Странный посетитель храма отвечал очень скромно, но рассказал невероятные вещи. По словам оборванца выходило, что он - иерусалимский еврей агасфер, сапожник по профессии, что собственными глазами видел крестную смерть Христа. Вместе со своими единоверцами он считал спасителя лжепророком, возмутителем спокойствия, достойным казни.
Поэтому известие о суде над Иисусом и вынесенном ему страшном приговоре воспринял как свидетельство справедливости своих суждений. Так случилось, что ведомый на казнь спаситель остановился передохнуть именно у порога дома агасфера, но тот по злобе и из желания похвастать перед соплеменниками своим рвением, прогнал несчастного. Христос же, глянув на обидчика, произнес: "Я Хочу Здесь Стоять и Отдыхать, ты же Должен Ходить до Второго Пришествия".
Агасфер не мог объяснить, какая сила повлекла его за осужденным вопреки собственной воли. Словно в тумане он видел распятие, страдания и смерть Иисуса. Когда же все было кончено, сапожник. Ушел из Иерусалима, не зайдя даже на минуту домой к семье. И везде его преследовал рассказ о том, как некий жестокий глупец прогнал от порога своего дома несчастного.
Оборванец спокойно рассказал фон эйтцену, что с тех пор посетил многие страны и города. В доказательство этого странный собеседник доктора поведал о многих особенностях жизни других народов, сообщил немало нового о жизни Христа (к слову, такого, чего не знали ни евангелисты, ни историки) и о его смерти.
Агасфер был убежден: бог оставил его в живых до страшного суда, чтобы живой свидетель случившегося мог рассказывать обо всем верующим. А значит, следует с терпением и спокойствием нести заслуженное наказание. Доктор, пораженный рассказом, начат наводить справки. Оказалось, что странный мужчина всегда держался скромно, мало говорил, никогда не смеялся, был крайне умерен в еде и питье, никогда подолгу не задерживался на одном месте и постоянно торопился.
Примечательно, что версия об обмане в расчете на вознаграждение сразу же отпала, поскольку агасфер никогда не брал из предложенных ему денег более двух шиллингов, да и те практически сразу же раздавал нищим. Почему? Мужчина лишь пожимал плечами: мол, зачем нужны деньги, если о нем заботится бог. И еще одна странность: агасфера действительно видели во многих странах.
При этом, попадая в новое государство, он говорил на существующем там языке настолько хорошо, как будто являлся местным жителем. О прошлом мужчина рассказывал спокойно; только при упоминании имени Христа горестно вздыхал, а услыхав хулу на спасителя, резко обрывал несдержанного на язык собеседника, заставляя того замолчать и покаяться.
В начале Xvii века история о вечном жиде в Германии, во Франции, Бельгии, Дании, Швеции стала очень популярной. Интересно, что в пикардии и Бретани по сей день верят в то, что странствие агасфера еще не закончено. Когда ветер неожиданно взметает дорожную пыль, местные жители говорят: прошел вечный жид. А в Альпах каждого пожилого путешественника - еврея крепкого телосложения автоматически принимают за иерусалимского сапожника, причем считается, что встреча с ним приносит несчастье.
Периодически странника, наказанного вечной жизнью, встречали в разных уголках мира, о нем писали книги, слагали баллады и песни. С необычным старцем, говорившим, что он по повелению Христа должен жить до конца света, встречался в пустыне вождь арабов Фадила. Соплеменники вождя называли странного путника зерибом, "Избранным Сыном". А некий Антонио ди Франческо ди Андриа сообщал, как в виченце появился удивительный старец боттадио, совершивший много чудес и добрых дел.
Местные жители почему-то решили, будто имеют дело со шпионом и. решили его повесить. Однако сделать это так и не удалось, поскольку под весом тщедушного тела странника рвались самые крепкие веревки. Отчаявшись отправить боттадио на тот свет, власти города заточили его в хорошо охраняемую темницу. Но наутро камера оказалась пуста.
Свидетели появления агасфера в Тоскане были более миролюбивы: в основном они расспрашивали старика, которого считали провидцем, о своем будущем. При этом казалось, будто вечный странник знает о собеседнике все. Даже то, чего не мог знать никто. Советы же старика оказывались всегда глубоко нравственными и на редкость миролюбивыми.
Вообще, итальянцы в большинстве своем верили, что вечный жид, которого они называли Джованни боттадио, не кто иной, как. Апостол иоанн! Он якобы не умер, а спит в своем гробу в эфесе, ожидая страшного суда, тогда он восстанет, чтобы проповедовать евангелие.
О том, существует ли агасфер на самом деле, спорили всегда. И если изначально в легенде практически отсутствовала антисемитская подоплека, то с течением времени во многих странах Европы неоднократно громили еврейские кварталы, где якобы прятался агасфер. Что же касается писателей, поэтов, художников и композиторов всех стран, то они неоднократно обращались к теме проклятого странника, каждый раз создавая свою интерпретацию образа из легенды.
А новые и новые свидетельства в пользу существования иерусалимского сапожника, люди, видевшие его и говорившие с вечным стариком на самые различные темы, появляются непрестанно и в наше время.
Согласно мифу, за минувшие два тысячелетия вечный жид очень поумнел, примирился со своей участью и продолжает странствовать по миру, каждый раз пользуясь новым именем (подозревали, например, что в относительно недавнем прошлом он называл себя графом калиостро. Что ж, если сказка упорно не желает покидать наш мир, значит, она просто нужна ему или не является сказкой.