Унесенные ветром. Исчезнувшая цивилизация мочика.
Во времена расцвета римской империи на другом краю земли - северном побережье перу - удивительный и таинственный народ создавал собственную цивилизацию. У этого народа не было письменности, которая сохранила бы его самоназвание. А потому ученые дали ему имя мочика - по названию реки моче, протекавшей поблизости.
И сталевары мы, и плотники.
Мочика жили в деспотическом государстве: в нем существовало социальное неравенство, правящая элита угнетала массы простых тружеников. Возможно, у мочика была в ходу строительная повинность, подобно "Мите" у инков и воинской повинности у народов Европы. Такая повинность позволяла правителям в короткие сроки собрать необходимое количество рабочих для государственных нужд. Руками рядовых мочика были построены удивительные оросительные каналы и акведуки. Мало что сохранилось до наших дней, но чтобы представить себе хотя бы отчасти масштабы работ древних мочика, достаточно и такого примера: один из акведуков в аскопе достигает 15 метров в высоту и 1400 м - в длину. Для того чтобы создать насыпь, по которой он проходит, индейские мелиораторы перенесли на себе 783 000 кубометров земли!
Увеличив таким образом площади земель, пригодных для сельскохозяйственных работ, мочика обрабатывали плантаций значительно больше, чем современные перуанские фермеры. Их агрономические познания имели чрезвычайно высокий уровень: мочика не только улучшили качество Маиса, фасоли, картофеля, перца, томатов, но и вывели новые сорта … плюс к тому они упорно и, надо сказать, успешно окультуривали разные дикие растения.
Центром цивилизации мочика стала величественная культовая метрополия в долине реки моче. Ее основу составляют две огромные пирамиды с прилежащими к ней постройками и могильником. Пирамида солнца - уака дель соль была главным культовым центром. Она все когда-либо возведенные на перуанском побережье постройки превышает. На строительство уака дель соль ушло 130 миллионов сушеных на солнце кирпичей - сырцов. Ее высота достигала 52 метров, а размеры основания были 228 на 136 метров. Вторая пирамида - уака де луна, пирамида луны - имела меньшие размеры: 80 на 60 м в основании, 21 метр в высоту. И сама она, и окружавший ее комплекс построек являлись резиденцией правителя и высших сановников, приближенных к нему.
Первой подверглась разграблению пирамида солнца. Способ, избранный в 1532 году испанцем монтальвой, был хотя и оригинальный, но варварский. Грабители изменили русло ближайшей реки и направили его прямо на уаку. Вода размыла одну из стен и открыла вход в древнее святилище. Добыча все ожидания превзошла. Что представляли собой найденные испанцами предметы - неизвестно, но оценены они были в 800 тысяч дукатов.
С тех пор священные места систематическому разграблению подвергаются. Однако кое-что все же удается спасти и исследовать, как например, золотое погребение "Господина из Сипана", которое в 1987 году произвело сенсацию и приравнивается по своей значимости к открытию гробницы тутанхамона.
Кузнецы и ювелиры перуанских Анд владели всеми приемами обработки драгоценного металла, включая литье по моделям и инкрустацию. Они умели серебрить, золотить, подвергать металлы химической обработке, меняя их цвет и поверхность.
Невероятно, но древние индейские мастера точно так же могли работать и с платиной, а ведь температура ее плавления практически вдвое превышает ту, что требуется для расплавки золота: она достигает 1650 градусов по цельсию! "Просвещенные" же испанцы считали платину неподдающейся обработке и, отделив ее от золота, выбрасывали за ненадобностью.
С чем работали ювелиры европы? Молотки, наковальни, кузнечные меха … а мочика достигали виртуозности при помощи самых простых инструментов. Кузнечные меха им заменяли трубки, сквозь которые несколько человек одновременно вдували воздух, направляя его на горящий древесный уголь и поднимая его температуру до 980-1260? С. зачастую украшения изготавливались из сплава золота с платиной … к сожалению, множество ювелирных изделий мочика было уничтожено испанскими завоевателями, которых интересовала исключительно масса золота.
Основным украшением мочикской знати был разноцветный головной убор, напоминающий тюрбан. Мужчины носили пончо из хлопчатобумажных тканей, а уши их украшали золотые диски. У вельмож ноги до самых колен были покрыты черной краской или сажей - могло показаться, что они ходят в черных носках. Подметки сандалий мочико делали из кожи морского Льва. Женщины ходили босиком, носили только юбки, не покрывали голову и не протыкали уши.
Все эти и масса других подробностей из жизни мочико стали известны ученым и исследователям благодаря … керамике.
Керамика государственного значения.
Не будь всех этих "Черепков", мы, возможно, никогда бы ничего не узнали об этой загадочной цивилизации.
Самую большую коллекцию оригинальных сосудов собрали члены рода ларко, которые некогда владели значительной частью земель, принадлежавших мочика. В коллекции семейства - свыше 60 тысяч гончарных изделий.
В керамике мочика отображено все, что жило и росло на североперуанском побережье: флора, фауна, обитатели, их занятия и образ жизни. Люди с сосудов - портретов радостны и печальны, их лица выражают презрение и страх. Сбор урожая, церемонии, знахарство, казни, войны - все нашло свое отражение в керамике мочика. И даже привидение. Были найдены поющие и свистящие, фигурные сосуды и кувшины - животные.
Загадка бегущих фасолин.
В то время как у других индейских народностей письмо и оригинальные способы записи дат существовали, возможно, уже в первом тысячелетии до нашей эры, перуанские индейцы не изобрели собственного письма, если не считать кипу - узелковое письмо, которым впоследствии пользовались инки.
Однако Рафаэль ларко ойле, наследник самой большой коллекции керамики мочика, посвятивший большую часть жизни ее изучению, считает, что у народа мочика все-таки существовала своя система письма, причем очень оригинальная. Она заключалась в том, что на фасоль - пальярес наносились знаки - слова или буквы - при помощи особых гравировальных инструментов. Из этих фасолин составлялось послание, которое гонец доставлял к месту назначения в мешочке из кожи ламы. На многих керамических сосудах мочика можно встретить изображение загадочных бегунов с мешочками в руках. Иногда гонцы с телом сороконожки или с птичьими крыльями изображались.
Версию ларко отчасти подтверждают рисунки, где жрецы в лисьих одеяниях раскладывают послания из фасоли в определенном порядке и, вероятно, читают их. Наконец, имеются изображения, на которых разрисованная фасоль … бежит сама. Что может быть красноречивей?
К сожалению, ойле умер в 1967 году, и его исследование знаков на фасоли - пальярес осталось незавершенным. Прочие же перуанисты до сих пор не пришли к единому выводу относительно этих рисунков. Одни доказывают, что это была распространенная азартная игра, другие полагают, что по фасоли жрецы предсказывали будущее. Третьи считают, что бегуны вообще являлись участниками какого-то земледельческого ритуала, например, кроссов к священной пирамиде. Может быть, они и правы. Ведь, в конце концов, если мочика действительно изобрели письменность, то почему о тайнах "Фасолевого Письма" ничего не было известно их преемникам? Например, инкам?
Гибель цивилизации.
Почему же эта блестящая культура угасла так быстро? Учеными было выдвинуто несколько объяснений. По одной из версий, государство мочика, ослабленное непрерывными кровопролитными войнами, было завоевано горным народом вари. И случилось это в Viii веке.
Другую гипотезу высказал антрополог мишель мосли. По его мнению, на мочика обрушилось множество стихийных бедствий. Сначала страшное землетрясение вывело из строя каналы и вызвало оползни. Ураганный ветер засыпал города песком, ливневые дожди превратили страну в болото. Погиб урожай, ирригационные системы оказались забиты землей, а постройки из глиняных кирпичей размокли. Так народ мочика исчез с лица земли.