Туринская плащаница - реквизит с представления?
Ezomir.
Английский историк Чарльз Фримен рассказывает свою версию происхождения очертаний тела Иисуса Христа на знаменитом погребальном саване, так называемой туринской плащанице.
Туринская плащаница одной из самых известных христианских реликвий считается. Споры о ее подлинности, причем ожесточенные, ведутся по сей день. Сторонники аутентичности плащаницы убеждены, что именно этим саваном укрывали тело Иисуса Христа после снятия с креста
. Иначе чем объяснить, что на поверхности ткани чудесным образом появились очертания лица и тела спасителя?
Скептики из числа ученых под сомнение эту версию ставят. Однако ясности до сих пор нет. Вероятно по этой причине официальный Ватикан не признает туринскую плащаницу подлинной, хотя считает важным напоминанием о страстях христовых. Британский историк Чарльз Фримен решил положить конец спорам и докопаться до истины.
Куда пропала набедренная повязка?
Свое детективное расследование он начал задав себе простой вопрос: "неужели такую знаменитую реликвию за все время ее существования в средние века не копировал какой-нибудь художник? Оказалось, что существует несколько старинных изображений. Наиболее полное представление о том, как выглядела туринская плащаница несколько веков назад, дают гравюра живописца Антонио темпеста (1613 год) и "Открытки", которые печатались в разные годы (с 1578 по 1750) по случаю публичной демонстрации реликвии.
Во всех случаях мы, без сомнения, видим хорошо знакомое нам полотно. Художники копируют его настолько тщательно, что подробно фиксируют даже следы повреждений, которые нанес савану пожар в 1532 году (тогда он хранился не в Турине, а во французском шамбери.
Но, вместе с тем, бросается в глаза, что несколько веков назад плащаница выглядела совсем иначе. Во-первых, на старинных картинках мы видим не сегодняшний еле различимый контур, а яркий четкий рисунок. Во-вторых, совершенно очевидно, что мы имеем дело с обычным позитивным изображением, а не с негативом. И третий важный момент: многие детали, скопированные художниками средневековья сегодня отсутствуют.
Например, терновый венец, тщательно прорисованный на старинных гравюрах, теперь совершенно не угадывается, не видим мы на плащанице и набедренной повязки, закрывавшей в средние века наготу Христа (речь идет о виде со спины. Письменные источники тоже подтверждают, что 500 лет назад полотно представляло собой яркую картину, где где были четко видны кровавые раны и багровые рубцы - следы пыток.
Объяснить это можно только тем, что в средние века ткань разрисовывали красками для большей доходчивости (а набедренную повязку дорисовали уже после 1563 года, тогда началась борьба с "безнравственностью в искусстве и голые ягодицы спасителя спешно прикрыли. В те времена люди еще не были знакомы с шедеврами абстрактной живописи. И вряд ли размытый отпечаток на плащанице стал бы объектом массового поклонения и паломничества.
Не забывайте, что ему пришлось бы конкурировать с дешевыми подделками, рассчитанными на внешний эффект. В разные годы в Европе выставляли несколько десятков плащаниц. Количество гвоздей, с помощью которых распяли Иисуса, доходило до 30. Даже в наши дни об обладании головой Иоанна крестителя одновременно заявляют храмы, как минимум, пяти стран.
На теле - 372 раны.
Собственно в 14- веке даже церковные иерархи не считали плащаницу подлинной. Тогда она выставлялась не в Турине, а в городке лирее. Этот приход находился под юрисдикцией епископа труа генри пуатье. Когда паломничество в лирей стало массовым, священнослужитель лично изучил реликвию и обнаружил, что она искусно нарисована красками.
Более того, он установил личность художника (к сожалению, имя его не сохранилось), поэтому полотно было запрещено выставлять в часовне лирея и оно находилось в замке рыцаря жофруа де шарни. Именно этот феодал по его собственным словам привез плащаницу из крестового похода. И , внимание, только в 1390 году папа римский Клемент VII разрешил использовать плащаницу во время богослужений, но настоял, чтобы перед каждой демонстрацией было публично заявлено, что эта пелена не является саваном спасителя.
В 2010 году исследователи обнаружили на теле мужчины 372 раны. Из них 159 зафиксированы на передней части. На рисунке следы травм на грудной клетке. Красные полоски это следы от розг. Тройные отверстия отметины от ударов римского "Бича - Скорпиона". В хвосты каждого ремня вплетались три свинцовых шипа.
В пользу того, что плащаница не являлась ровесницей Христа, а была разрисована позже - в 14 веке, говорят иконографические исследования. Современники в один голос описывали, что на полотнище было изображено тело мужчины, на котором буквально живого места не было. Их показания исследованиями Барбары фаччини из университета феррары подтверждаются.
В 2010 году она тщательно изучила отпечаток на пелене и обнаружила на теле спасителя 372 раны от удара бичом - 159 были зафиксированы спереди (на груди, плечах животе и ногах) и 213 со стороны спины.
Более того, по форме ран она установила, что травмы были нанесены тремя видами пыточных инструментов. Веерообразные ссадины розги оставляли. Большие кровавые полосы это следы ударов переплетенными между собой прутьями. Но самые страшные раны оставались после применения римских бичей - скорпионов. Бич состоял из нескольких "Хвостов", в конец каждого из них вплеталась свинцовые или костяные шары, которые просто разрывали плоть во время удара. 35 процентов повреждений составляли раны нанесенные "Скорпионами".
Однако по словам Фримена, как раз эта деталь говорит о том, что автор рисунка не был современником Христа. Дело в том, что мода на натурализм в изображении страстей христовых приходит лишь в начале 14 века. А в более ранней иконописной традиции авторы никогда не делали акцента на физических увечьях причиненных спасителю.
Более того, ссылки на то, что Иисус был избит "Скорпионами" появляются только в 14-м веке. До этого упоминания о применении к нему этого инструмента нигде не встречается. Другая искусствоведческая "Улика" - длинные прямые волосы Христа. На самых первых иконах, которые создавались "по Горячим Следам" сразу после распятия, Иисуса изображали курчавым и коротковолосым. На короткую стрижку Христа косвенно указывает и апостол Павел в первом послании коринфянам. Он пишет: "Если муж Растит Волосы, то это Бесчестье для Него".
Вряд ли проповедник Христа написал такое, если бы длинные волосы носил сам Иисус. Мода на изображение спасителя длинноволосым появилась значительно позднее.
Вывод: художник разрисовавший туринскую плащаницу был хорошим знатоком богословской литературы, но об обстоятельствах казни Христа он знал только с позиций своего времени.
Роль крови играла киноварь.
Но может быть, средневековый живописец, просто наносил изображение по контурам чудесным образом проявившимся на древней ткани? И, не ведая что творит, замазывал святыню красками? Исследования ткани и красочного слоя не подтвердили эту версию. Американский химик Уолтер маккроун, светило мировой науки в области микроскопии, не обнаружил на волокнах ткани следов человеческой крови или других неизвестных науке субстанций.
Роль крови играла киноварь - естественный краситель алого цвета на минеральной основе. Его часто использовали живописцы в средние века. Частицы киновари локализованы исключительно в тех местах, где художник прорисовывал раны и пятна крови. Ученые также обнаружили на полотне белок животного происхождения. Однако это объясняется тем, что перед нанесением красок холсты грунтовали смесью мела и столярного клея (его еще называли костным. Этот клей получали с помощью обработки коллагена - соединительной ткани животных.
Сама ткань тоже не могла быть ровесницей Христа. В 1988 году три независимые лаборатории (в США, Швейцарии и Великобритании) используя метод радиоуглеродного анализа пришли к выводу, что туринская плащаница изготовлена между 1275 и 1381 годами. К тому же результату десятью годами раньше пришел и Уолтер маккроун, определявший хронологию другими методами.
Кроме того, эксперт по текстилю Сьюзен фоулкс, исследуя образцы тканей определила, что способ переплетения волокон, использованный создателями плащаницы, еще не был известен в I веке. Саван так же сделан с применением передового ткацкого оборудования, которое было завезено из Китая в Европу только в средние века. Ткань плащаницы скорее всего была изготовлена в западной Европе (возможно южная Германия или северная Италия. На это указывает примесь волокон хлопка в льняной ткани савана. Совместная обработка льна и хлопка началась на мануфактурах лишь в 13-м веке.
Элементарно, Ватсон!
Подобно Шерлоку Холмсу Чарльз Фримен методом дедукции восстанавливает следующую картину происшедшего. Плащаница была создана в 14 веке неизвестным художником. Однако он никого не пытался ввести в заблуждение. Кроме того, современники знали, что саван не является артефактом, поскольку в библии прямым текстом сказано, что лицо спасителя покрывала не плащаница, а погребальный платок. Этот платок, к слову, хранится в соборе сан-сальвадор в Овьедо.
Лишь в том случае, если плащаница не была даже попыткой подделки, то в чем было ее назначение?
Выяснилось, что начиная с 10-го века в религиозном обраде пасхальной недели начинает набирать популярность мистерия под названием "кого вы ищете? ( "Quem Queritis? Верующие разыгрывали сценку, когда Мария и апостолы приходят к гробу господнему и видят ангела. Он спрашивает: "кого вы ищете? "А Услышав, что Ищут Христа Ангел Восклицает:"его нет здесь, он воскрес! " И в качестве доказательства демонстрирует плащаницу, на которой сохранился контур тела спасителя.
Понятно, что с точки зрения эмоционального и художественного воздействия удобнее использовать полотно, где изображен Иисус во весь рост, нежели отдельно показывать погребальный платок и плащаницу с контуром тела без головы. В архивах хранятся более 400 отчетов об этих церемониях, проведенных в разных местах Европы. Выходит, плащаница была всего лишь частью сценического реквизита?
Что же произошло дальше? Из-за частого употребления полотна красочный слой плащаницы начинает разрушаться ближе к концу 18 века. Под воздействием красок и ультрафиолета (эффект выгорания) волокна изменили первоначальный цвет. В наши дни мы можем наблюдать на месте рисунка лишь смутный едва узнаваемый контур. Очертания действительно становятся более отчетливыми, если смотреть изображение в негативе. Но в реальности рисунок негативом не является. Поскольку в противном случае пятна крови и темные волосы должны были выглядеть на негативе светлыми.
Аргументы в пользу рукотворного, а не сверхъестественного происхождения плащаницы выглядят убедительно. Но не делают реликвию 14-го века менее уникальной. В мире немного святынь, которые могут соперничать с ней в плане исторической, культурной и религиозной значимости.
Взгляд с шестого этажа.
Возникает вопрос: утратила ли туринская плащаница ореол святости после исследований ученых? Подрывает ли это основы веры? Сдается, что вопрос подлинности этой реликвии (как и всех остальных) имеет исключительно музейное значение. Поскольку никак не затрагивает сами основы учения Христа. Это все равно, что выяснять: является ли пальто Дмитрия Ивановича Менделеева, выставленное в музее, той самой верхней одеждой, в которой щеголял великий химик?
Даже если выяснится, что на самом деле он хаживал в шинели или бобровой шубе это никоим образом не отразится на оценке вклада Менделеева в разгадку одного из величайших законов природы - периодического закона химических элементов. Вы можете обожествлять Менделеева, гордиться им, как великим русским ученым или вообще не знать о его существовании. Но химические реакции в природе происходят и будут происходить в полном соответствии со свойствами элементов, которые зафиксированы в знаменитой таблице Менделеева.
Примерно так же обстоит дело и с заповедями божьими. Верующий человек уверен, что они даны нам свыше. Атеист этот тезис под сомнение ставит. Но независимо от этого отношения в человеческом обществе развиваются в соответствии с законами духовной жизни сформулированными в учении Христа. Он сказал: "возлюби ближнего своего, как самого себя! " И еще никто не смог доказать ошибочность этого постулата. Хотя пытались многие. Но попытки построить общество на платформе другой морали неизменно оканчивались катастрофами.
Параметры отпечатка на плащанице:
- Размер самого полотна 4, 37 метра длиной и 1, 13 метра шириной.
- Рост мужчины - около 180 см (изображение со спины на несколько сантиметров длиннее фронтального изображения).
- Вес судя по крепкому телосложению примерно 80-85 кг.
- Правая рука длиннее левой примерно на 7 сантиметров.
- На теле насчитывается 372 раны от ударов бичом: 159 спереди и 213 со стороны спины.
- Отпечатки ступней ног противоречат анатомическому строению тела. В том положении, в котором они находятся (подошва полностью стоит на покрывале), ноги должны быть согнуты в коленях.