"Старая" пища процессы старения ускоряет?
В поисках "Источника Молодости" современные учёные уже невероятных результатов достигли. Причём сегодня всё больше исследований связывают старение и продление жизни с питанием.
Новая работа специалистов из США и южной Кореи в очередной раз напомнила: мы - то, что мы едим. В данном случае речь идёт о "Старой" пище, которая, как оказалось, ускоряет процессы старения в организме.
Ранее, напомним, исследование на мышах доказало, что переливание "Юной" крови омолаживает пожилые организмы, а "старая" кровь, наоборот, ускоряет возрастные изменения.
Примерно то же самое происходит и при поедании белковой пищи, уверены исследователи, проводившие не совсем обычную работу. Считается, что основной причиной старения являются клеточные повреждения разного рода, которые накапливает в течение жизни организм. В связи с этим авторы работы предположили, что на процесс старения может влиять, в том числе, употребление в пищу организмов "в Возрасте", которые сами уже успели накопить молекулярные повреждения.
Чтобы проверить эту гипотезу, команда под руководством Вадима Гладышева из гарвардского университета провела ряд экспериментов на мышах (Mus Musculus), Мухах - дрозофилах (Drosophila Melanogaster) и дрожжах (Saccharomyces Cerevisae) - эти организмы традиционно используются в качестве моделей при изучении процессов старения.
Дрожжи учёные поместили в питательную среду на основе двух культур. Первой было трое суток, второй - восемь. Для мух приготовили корм из сахара, смешанного с останками их же сородичей - молодых (возрастом 3-5 суток, их живыми заморозили в жидком азоте) и старых (умерли естественной смертью, прожив 30-60 суток. Грызунам давали стандартный корм, в который добавляли молодую и старую оленину (мясо 3-летних и 25-летних животных, соответственно.
Каждая группа питалась таким образом с подросткового возраста до самой смерти. В результате "Старая" диета сократила срок жизни дрожжей на 18%, дрозофил - на 13%, и мышей - также на 13%. Правда, у грызунов эффект наблюдался лишь среди самок, а на самцах различия в питании вообще никак не сказались. Учёные считают, что это не опровергает их гипотезу, а эффект сокращения жизни можно было бы заметить при увеличении выборки.
Впрочем, как подчеркнул Вадим Гладышев, эти результаты не означают, что можно делать какие-то однозначные выводы в отношении людей, поскольку наш рацион намного разнообразнее и не ограничен лишь белковыми продуктами.
Любопытно, что у исследователей уже нашлись оппоненты. Так, биолог Жуан Педро де магальеш (Jo? o Pedro de Magalhaes) из ливерпульского университета заявил, что результаты опытов могут указывать лишь на разницу в питательных свойствах молодой и старой белковой пищи, но никак не на молекулярные повреждения, связанные со старением. "В питательных веществах из тканей старых и молодых животных есть разница. Ягнятина по вкусу отличается от баранины", - отмечает учёный.
Авторы тем не менее считают, что выводы работы обозначили ещё один маркер старения, и теперь осталось понять, как работает механизм, связанный с "Возрастом" пищи. Пока что это неясно, и учёным не помогли даже вскрытия мышей из обеих групп: различия у животных обнаружились лишь в составе кишечной микрофлоры.