Полкан - славянский кентавр.
Полкан (палкан, полкановиц, чудище - полканище, полкан - богатырь) - дух со сверхъестественной силой и невообразимой прыткостью бега, имеющий до пояса человеческое телосложение, а ниже пояса телосложение коня. Аналог греческого кентавра, хотя с существенными отличиями.
Тот факт, что он помогал людям в битвах и сражениях имеет большое отражение в легендах и мифах. Поэтому он даже изображен на обережных орнаментах древних славян и является неотъемлемым образом традиционных русских керамических игрушек.
Вот что мы читаем в описании к такой игрушке: "полкан, огромный и добрый богатырь, защитник людей от сил зла. Он наполовину бравый генерал: грудь у него крепкая, лицо круглое с большой окладистой бородой, а туловище - как у коня, и на ногах копыта. На груди полкана - лучистое солнышко. Полкан в каргопольской игрушке - это образ неодолимо могучего богатыря. Очень редко лепили полкана удалым и молодцеватым, обычно он статный "Стар Матёр Человек".
Упоминания о полканах в русской письменной традиции начинаются с 11 века. Известны многочисленные изображения полканов, например на стенах дмитриевского собора во Владимире (1194 г. ) или на стенах георгиевского собора в Юрьеве - подольском (1230 г..
Славяне считали полкана полубогом и приписывали этому существу неимоверные силу и прыткость. Считали, что полкан может одним прыжком преодолеть расстояние в семь вёрст. Полкан - персонаж из рассказа о Бове - королевиче, и сначала он выступал в повести как враг Бовы, но после сражения с ним полкан стал его верным другом и соратником во всех сражениях.
Он практически неуязвимым считается. Но герой помнит и отлично знает, что должен погибнуть от львиного когтя. Вот он и погиб, когда защищал детей и жену Бовы от когтей и клыков хищных и кровожадных львов.
Имя его, ставшее кличкой большинства русских деревенских собак, вовсе нерусское. Оно латинско - итальянское и происходит от Pulicane - "Полупес" (значит, еще один псоглавец, но только на Руси.
Давайте спросим у фольклористов. Полкан известен в русской литературе давно: "Азбуковник" Xvii в. сообщает, что полкан - получеловек, полуосел, и это, вероятно, отражение античных представлений о кентаврах. Помимо народного эпоса, имя полкан стало нарицательным для людей необыкновенной силы.
Так, в лубочной сказке Xviii в. о Добрыне полканы (народ) собираются на битву целыми полками. Вид их ужасен: руки и лица в крови, глаза светятся как раскаленное железо, с дыханием их вылетает пламя; они мечут камни величиною с горы и тучи трехсаженных стрех. Лубочная сказка выводит их из "за - Астраханских Степей".
Проводником в народную среду представлений о богатыре полкане были переводы итальянской повести о Бове, из которых древнейший известен по белорусской рукописи XV в., изданной академиком а. Веселовским. В Xviii в. повесть о Бове является в целом ряде лубочных картин, иллюстрирующих либо всю повесть, либо отдельный ее эпизод - борьбу Бовы с полканом.
Из лубочной сказки о Бове полкан переходит в такие же сказки об Илье муромце и Добрыне, в сказку об Иване - богатыре, крестьянском сыне, где Иван побеждает полкана, напавшего на китайское царство.
Полкана крылатого называли китоврас. Он приобретает крылья, причем последние располагаются не в области плечевого пояса лошади (как у некоторых парфянских изображений), а за спиной человеческого торса.
Такой полкан обычно изображался в короне (Новгород 1336 г. . в колдовских стихах полкан - спаситель "Солнцевой Девы" от змея.
Существует ещё несколько древнерусских книжных легенд, связанных с именем полкана - китовраса. Согласно русской версии легенды, царь Соломон нуждался в помощи китовраса для того, чтобы построить иерусалимский храм.
При посредстве обмана и цепи с заклятием именем божьим китовраса ловят и приводят к Соломону. Китоврас научает его, как добыть у чудесной птицы Шамир (шамур, по одним толкованиям - алмаз, по другим - волшебный червь), с помощью которого можно тесать камни, избегая согласно ритуальным предписаниям, использования железных орудий.
Характерны мотивы состязания китовраса и Соломона в мудрости. По завершении строительства Соломон говорит китоврасу, что его сила не превышает человеческой, так как его удалось поймать. В ответ китоврас просит снять с него цепь с заклятием и дать ему волшебный перстень Соломона. Когда это исполняется, китоврас забрасывает Соломона в далекую страну, наказывая его таким образом за гордыню.
Легенды о Соломоне и китоврас получили на Руси самостоятельное развитие. В них о китоврасе рассказывается, что он был родным братом Соломона, сыном царя Давида. Поимка китовраса связывается с предательством его неверной жены (восточный сказочный мотив), которую китоврас носил в ухе.
Еще одна легенда, известная по списку 17 в., повествует о похищении китоврасом жены царя Соломона. Здесь китоврас также брат Соломона, царь, правящий в соседнем граде.
Он наделен чертами оборотня - днем в виде человека правит людьми, а ночью в виде "Зверя Китовраса" - зверями. Китоврас обманом похищает неверную жену соломона. Последний отправляется за ней, спрятав войско в лесу.
Жена узнает Соломона и предает его китоврас Соломон просит казнить его по-царски, перед повешением ему разрешено сыграть на рожке. Появляется войско Соломона и освобождает царя, а на приготовленной виселице вешают китовраса и неверную жену.