"По самой распространенной из версий, грааль - это чаша, из которой Иисус вкушал вино на тайной вечере.
С другой стороны, это чаша, в которую Иосиф аримафейский собрал кровь из ран Иисуса. По другой версии, грааль представляется драгоценным камнем, олицетворяющим божественную власть, которая находится выше земных страстей. С другой стороны, грааль близок к архетипическому образу исцеления и изобилия. И тогда аналогами священной чаши выступают рог амалфеи в древнегреческих мифах, котел эгира в "Старшей Эдде", а также "горшочек - вари" и скатерть - самобранка в волшебных сказках. Более того, в древневаллийском эпосе "Мабиногион" (Xiii век) встречается сюжет о волшебном котле, исцеляющем воинов. Мы вспомним, кстати, и омолаживающие котлы из "Конька - Горбунка" Петра Ершова (1834.
Итак, важнейшая функция грааля - физическое и духовное обновление. Терри гиллиам на этом особый акцент делает. В фильме Джек получает физический ожог (метафора вины), а Перри страдает от ожога душевного - психологическая травма является ему в образе пылающего красного рыцаря.
Интересно, что собственно грааль в фильме оказывается обычным наградным кубком на полке у миллионера. Священным его делает квест - духовные (да и физические) испытания, которые проходит Джек. "Я Делаю это Ради Тебя", - обращается он к Перри, отправляясь в свое странствие.
При просмотре картины надо обращать внимание на локусы рыцарского романа - те самые, о которых писал Михаил Бахтин в работе "Эпос и Роман". Замок, темный лес, место битвы с драконом - все эти смысловые точки присутствуют как в романах, так и в фильме Терри гиллиама. В качестве башен замка, где томится прекрасная дама Лидия (Аманда пламмер), выступают небоскребы, заколдованный лес - это нью-йоркский центральный парк (Central Park), есть и битва с красным рыцарем, которая фигурирует в романе вольфрама фон эшенбаха. Умение трансформировать привычную реальность в волшебный мир - заслуга Терри гиллиама, и это именно то, что затягивает зрителя в художественное пространство его фильма. Мы видим, как повседневность становится чудом. Один из лучших эпизодов - знаменитый вальс на центральном вокзале (Grand Central. Когда в толпе пассажиров появляется Лидия, то любовь Перри к своей прекрасной даме преображает вокзал: звучит музыка, и внезапно все на станции начинают танцевать. Этот эпизод снимали без использования компьютерной графики. Сцена вальса - один из первых флешмобов в кинематографе: Терри гиллиам задействовал в ней как профессиональных танцоров, так и сошедших с поезда пассажиров".