"Окно Овертона". Как нами манипулируют?
Окно овертона - это теория, описывающая методологию манипулирования человеком и обществом, с помощью социально - информационного управления, поясняющая, как достигается дегуманизация, растление, обезличивание и разчеловечивание.
Проще говоря, исследователь овертон показал, как бывшие некогда довольно жесткими табу, теряют свою абсолютную неприемлемость, и общество становится к ним более лояльным. Такого результата можно достичь центральными СМИ, используя специальные технологии управления общественным мнением.
Представим, что для каждой проблемы выделено, как бы окно возможностей. За счет того, что оно сдвигается постепенно, общество не замечает этих изменений, и лишь потом, оглядываясь назад, может вспомнить, что то, что сейчас кажется вполне приемлемым, когда-то было страшным табу. Движение этого окна может занять несколько лет, и поддерживаться активной работой СМИ над промывкой наших мозгов.
На первой стадии "Окна Овертона", некое явление из немыслимого превращается в радикальное. Примером может послужить нечто, порицаемое обществом, вроде каннибализма, инцеста, гомосексуализма и прочего. Используя некий раскрученный пример (скандал, серию запрограммированных событий), тема этого явления поднимается перед нами, и требует к себе внимания. Склоняя нас к обсуждению данной проблемы, где-то в конце маячат, якобы благие цели. То есть мы ставим вопрос таким образом: почему это табу, если есть люди, которые это делают, и никому не вредят? Мы сами не замечаем, что повестка уже сформирована: да, это запрет, но ведь мы можем говорить о нем и выражать свое мнение. Опираясь на свою цивилизованность, свободу слова и сознательность, мы отдаем себе отчет в том, что обсуждение табу еще не приводит к его нарушению. Окно сдвинулось. Однозначность проблемы разрушена, явление больше не является немыслимым, оно перешло в область радикального.
Общество проигрывает в тот момент, когда соглашается обсудить предложенную тему. Даже если оно высказывает полное несогласие, и возмущение, шаг уже сделан. Нам подкидывают провокацию, с целью проверить, как она сработает, и обычно, все начинает двигаться по запрограммированному сценарию.
На второй стадии "Окна Овертона", первоначальный смысл табу подменяется новой смысловой окраской, а также находится прецедент, оправдывающий греховное явление. То есть то, что сейчас мы воспринимаем, как абсолютное табу, нам показывают в новом свете, связывая явление с некой знаменитостью, с благими намерениями. Отсюда выводится формула вроде "Бывает и Такое, все мы Грешные".
Третья стадия разделяет одну проблему на детали, часть которых мы вполне можем принять и допустить, а другая часть все еще остается запретной. Это обуславливает появление разности взглядов на одно и то же явление. Нам предлагается взглянуть на поле боя за ту или иную проблему. Возьмем, к примеру, тему людоедства. По краям, как бы стоят искусственно созданные радикалы - те, кто категорически за, и те, кто также категорически против. Тех, кто адекватно воспринимает эту проблему, не в силах молча наблюдать, как людоедство может стать вполне приемлемым, определяют во фланг тех, кто против. Эти пугала по краям создают образ настоящих психов, они не просто выступают против людоедов, но призывают к жестокой расправе над ними. То есть, мы не видим реальных противников, а только агрессию и ненависть, и не можем принять чью-то сторону. Тут же подоспевают СМИ с доказательствами того, что человек во все времена периодически ел своего брата, и это не такая уж дикость. Тема антропофилии из области рационального движется в категорию популярного.
Четвертая стадия "Окна Овертона" характеризуется легализацией табу, обсуждением его в телепрограммах, и постепенным привыканием человека к нему. А на пятой явление становится настолько популярным, что переходит в область актуальной политики. Здесь общество побеждено уже окончательно. Под вчерашнее немыслимое табу уже готовят законодательные базы, о нем публикуют соцопросы, доказывающие, что большинство готово к легализации греха.