Нейроны, выращенные из стволовых клеток, могут заменить поврежденные области головного мозга.
Принято говорить, что нервные клетки не восстанавливаются. Особенно это касается клеток головного мозга, которые с возрастом подвергаются значительной дегенерации, что может приводить к целому ряду когнитивных расстройств. Давно, но безуспешно предпринимаются попытки стимулирования регенерации нейронов головного мозга
. Но совершенно недавно группа исследователей провела удачную серию экспериментов, в ходе которой пересаженные эмбриональные стволовые клетки смогли самостоятельно дифференцироваться в нейроны головного мозга, заменив поврежденные ткани.
За разработкой стоят несколько групп ученых из Германии, работающих в институте нейробиологии Макса планка и мюнхенском университете Людвига - Максимилиана. В ходе серии экспериментов на мышах эмбриональные стволовые клетки были пересажены в поврежденные области зрительного участка коры головного мозга. Малодифференцированные клетки сумели превратиться в пирамидальные нейроны и даже образовать устойчивые синаптические связи с остальной нейросетью головного мозга. Но и это еще не все, новые клетки стали отращивать аксоны (отростки, благодаря которым клетки соединяются между собой), которые самостоятельно достигали нужных областей мозга для замещения утраченных связей. Происходил и другой удивительный процесс: положительная динамика наблюдалась и в структуре неокортекса, той части головного мозга, в которой у взрослых особей никогда не формируются новые нейроны и если утрачиваются вследствие заболевания или травмы, то утрачиваются безвозвратно.
Но вернемся к самому опыту. После введения стволовых клеток животным прошло уже около 3 месяцев, и новая нервная ткань по свойствам и структуре ничем не отличается от той, что присутствует в мозговом веществе здоровых особей. Несмотря на значительные успехи, до внедрения подобной процедуры в клиническую практику еще далеко, ведь нужно провести еще целую серию опытов и наблюдений с целью выявления возможных осложнений. Когда все преграды будут преодолены, можно ожидать начала клинических испытаний и на человеке.