Наука для всех простыми словами

Самый лучший сайт c познавательной информацией.

Находка или потеря короны джанибека - уникального артефакта золотой орды?

13.07.2017 в 15:38

В августе 1834 года в доме у губернатора города Саратова Федора Лукича переверзева состоялся званый обед по случаю приема немецкого пастыря - миссионера Генриха августа цвика. За одним столом встретились весьма разные по своему статусу и интересам люди: высокопоставленный русский чиновник, миссионер из Германии и купец средней руки российской глубинки. Что же их объединяло, какое-то общее дело или выгодная сделка?
А дело было вот в чем, у русского купца оказались на руках диковинные предметы из татарской коллекции. В конце трапезы подвыпивший купец даже вручил одно из коллекционных украшений немецкому гостю. Как оказалось, это была золотая розетка, выполненная в форме короны. Простой саратовский купец из российской глубинки и не подозревал, какова истинная цена уникальных артефактов доставшихся ему по случаю.
Богословское образование Генрих цвик получил в Германии, где и родился в 1796 году. В Россию немецкий пастырь цвик прибыл в возрасте 22 лет в 1818 году с миссионерской миссией. Немецкая братская община гернгутеров, которую он представлял, в 17 веке организовала 250 колоний по всему миру. Одной из таких колоний стала Сарепта, немецкое поселение, основанное в российском Поволжье гернгутерами в 1765 году.


До наших дней сохранился дом пастыря Генриха августа цвика в музее - заповеднике "Старая Сарепта" красноармейского района города Волгограда, ранее в екатерининскую эпоху именуемого городом Царицын. Немецкий пастырь цвик играл довольно важную роль в культурной и торгово - экономической деятельности братства гернгутеров (общины моравских братьев) Сарепты, которые представляли собой религиозное объединение протестантского толка.
Никаких научных изысканий официально в обязанности лютеранского проповедника не входило, однако цвик очень серьезно занялся ориентализмом, этнологией, археологией и нумизматикой в благодатной среде диких степей Поволжья, известных своими древними курганами с богатыми захоронениями сарматских племен. Весьма глубоко занимаясь исследованием и коллекционированием исторически уникальных предметов эпохи золотой орды, Генрих цвик буквально испытывал страсть к истории средневекового государства кочевников и за 18 лет своего миссионерства в России собрал около полутора тысяч уникальных артефактов. Местные жители, узнав про увлечение древними Находками иностранного пастыря, охотно сбывали ему свои случайно найденные средневековые предметы культа, древнее оружие, золотые украшения, реликты и эндемики волжской земли. Собранную по югу России ценнейшую коллекцию, миссионер затем в кратчайшие сроки тайно вывез за границу.

Именно Генрих август цвик в научном мире считается первым серьезным исследователем восточных древностей золотой орды. В 1834 году немецкий миссионер лично участвовал в раскопках двух крупных древних волжских курганов на территории России. Во время исследования местности в 29 верстах к югу от поселения - крепости Сарепты цвик обнаружил на вершине каждого из этих курганов по одному каменному изваянию и первым понял их историческую значимость. Во время археологических раскопок ученый - самоучка подробно, грамотно и высокопрофессионально лично описал все найденные погребальные предметы в своем отчете, который позже опубликовали в дербском ежегоднике в Англии.
Естественно, когда до увлеченного исследованиями культа эпохи золотой орды немецкого пастыря дошли слухи о найденном кладе с золотым ажурным украшением на месте древнего городища в царевых падах (ныне саратовская область) совсем недалеко от Царицына, он загорелся идеей заполучить реликвию любым способом.
Согласно истории погребального клада с золотой короной Джанибека, в 1832 году неизвестный татарин оказался в царевых падах и увидел возле норки суслика выкопанные разбросанные повсюду старинные монеты. Тогда он стал раскапывать нору глубже и обнаружил ещё с десяток подобных монет, а кроме них наткнулся и на изящную золотую работу восточной старины непонятного назначения. Найденный клад безызвестный татарин вскоре продал обычному саратовскому купцу, с которым позже, в погоне за ценным артефактом весьма планомерно и преднамеренно, встретился Генрих цвик на обеде у саратовского губернатора. Чем же так прославилась и вошла в историческую науку эта золотая реликвия, представляющая золотую орду времен монгольской империи?

Внимательно изучив строение доставшегося ему артефакта, Генрих цвик обратил внимание, что изделие представляет собой золотую полую трубку, окруженную характерными для монгольского украшения соцветиями из шести золотых лилий. Такая же характерная символика присутствовала на монетах золотоордынского хана Джанибека, с которой немецкий пастырь уже встречался и был ранее знаком.
Ученый пастырь цвик отлично знал историю этой эпохи и понимал, что золотое изделие того исторического периода очень важно, ведь хотя орда называлась золотой, на самом деле золотом владели только представители высшего ханства и сановники духовенства. Простолюдины золотых украшений и в глаза никогда в своей жизни не видели, а все монеты золотоордынской эпохи были отчеканены только из меди или серебра. Даже для лихих монгольских воинов золото тогда в 13 веке считалось очень ценной и редкой добычей. К примеру, золотой перстень на руке хана уже считался символом высшей власти и почитания, поэтому простым дехканам и батракам категорически запрещалось носить золотые ювелирные изделия.

В ученой среде до сих пор существует спор о короне Джанибека. Одни ученые утверждают, что немецкий нумизмат вывез истинное сокровище, а другие - что фальшивую имитацию исторического артефакта. В начале 19 века такие науки как археология и этнография только зарождались. Это дело продвигали лишь любители и энтузиасты, подобные таким миссионерам, как Генрих август цвик. К сожалению, историки - самоучки не всегда выполняли формальности во время раскопок древних захоронений, не делали зарисовки и эскизы найденных ценных артефактов. Вот и в случае с золотой короной Джанибека, не осталось никаких следов и изображений этой реликвии. Неизвестно где она сейчас находится, в частной коллекции какого-нибудь молчаливого нумизмата или все ещё покоится в глубинах земли Поволжья. Ezomir.