Мистическая манарага. Ezomir.
Есть в глухом российском Приполярье, в национальном парке югыд -Ва на территории республики Коми, мистическая гора манарага (1662 м. ее по праву называют царицей уральских гор и считают самой красивой вершиной Урала. Манарагу невозможно спутать ни с одной другой вершиной по причине ее уникальной, самобытной формы. Показать полностью …. Гора представляет собой рассеченный гребень, состоящий из 7 огромных пиков, которые называют "Жандармами", "зубьями" или "зубцами"
. Вблизи вершина похожа на крепостную стену с башнями и бойницами, которые расположены амфитеатром. Помимо крепости гора напоминает собой медвежью лапу, развернутую когтями к небу. С языка Коми манарага переводится как "Семиголовая" ("сизимъюра", Коми "сизим" - семь, "юр" - голова) или "многоголовая" (Коми "уна" - много), с ненецкого - "медвежья лапа" (ненецкое "манна" - передняя лапа медведя, ненецкое "раха" - подобный. Необычная форма горы, удаленность от населенных пунктов и суровый климат этого горного района придают манараге таинственный, мифический облик.
С горой связан целый ряд сказаний и легенд о ее сверхъестественном происхождении. Северное расположение манараги всегда связывали с легендарной северной страной гипербореей. О рипейских (уральских) горах писали Геродот и Аристотель. О далекой северной стране, где "Земля Полгода Покрыта Снегом", "на вершинах этих гор шумят леса, поют дивные птицы, живут чудесные звери …" повествуют также песни махабхараты, древнейшего памятника индийцев.
Сергей Алексеев, автор известной книжной серии "Сокровища Валькирии", только подлил масла в огонь, связав легенду о существовании северной цивилизации с загадочной вершиной приполярного Урала. Герою Алексеева необходимо было попасть на гору манарага и найти в недрах подземную цивилизацию гоев - гиперборейцев, которая отнюдь не погибла при оледенении континента. Автор предложил свой вариант перевода и происхождения топонима манарага: Мана -РА- га, манящая к солнцу, заставляющая двигаться к солнцу (га - путь, движение в переводе с санскрита или по-другому - солнечная гора, гора солнца.
Есть и другая легенда, согласно которой манарага является местом погребения Святогора. Великан Святогор - былинный богатырь и защитник русской земли, которого родная земля не могла сносить из-за его тяжести. Вот и скитался русский богатырь по чужим горам и, якобы, хвастал, что может повалить столб, на котором держится небо и перемешать "Земных с Небесными", "переведаться силами с небесною силой". "И Когда Святогор - Великан, Нигде не Находивший Применения Своей Неизбывной Силе, Попробовал Поднять Суму с"тягой земной", ушел он по колени в землю, лопнули от натуги жилы в богатырском теле, и нашел тут Святогор смерть свою, а маленькая переметная сума так и осталась на месте".
Гора манарага для восхождений не слишком экстремальна: всего-то 1663 метра над уровнем моря. Да и категория трудности простейшая - от 1 б до 2 б в зависимости от сезона и выбранного маршрута. Вроде бы - пустяк даже для новичка, не говоря уже о профессионалах горного туризма. Но … ошеломляет тот факт, что далеко не каждый профессионал способен взойти. Гора элементарно "не Пускает".
Всего в сотне километров от горы манарага с давних времён территории обжиты и освоены человеком. А на огромных пространствах югыд - вы учёными не обнаружено ни одного более-менее постоянного человеческого поселения - только километры глухой тайги и космическая красота скалистых хребтов. Почему так? Казалось бы, рай для оленеводов - крутом белый пушистый мох с вкраплениями голубики и брусники. Ан нет - северные племена пригоняют сюда свои стада только временно, на выпас, а осесть предпочитают в других местах. Словно какая-то сила возражает против любого долговременного вторжения человеческой цивилизации на территорию парка югыд -Ва. Словно сила эта - в священной древней горе манарага.
"Покорить"? А, может, все неудачные восхождения на манарагу связаны с внутренней формулировкой задачи? С детства нам вбивают в мозг стереотипы про царей природы. Вырвать потом из головы устоявшееся представление практически невозможно. Вот отважный горный турист. В осанке - гордость, вызов и презрение к опасности. В его архиве - Кавказ и Памир. Гималаи и Анды. Он победитель!
Под натиском цивилизации новое и неизвестное отступает всё дальше, всё глубже, всё выше - в пещеры, в космос, вглубь земли. В республике Коми, в национальном парке югыд -Ва неизвестное ещё держится. Здесь его прибежище, его территория. Здесь гора по имени манарага, способная сделать беспомощным любого профессионала. Манарага не покоряется - на неё восходят. Или не восходят. Это непредсказуемо.
И тут появляется вопрос: чего же хочет гора? Что заставляет манарагу предпочесть одних микроскопических горных туристов другим и позволить этим избранным стать ближе к небу, допустив их на свою вершину? Почему некоторые посетители национального парка югыд -Ва безуспешно блуждают в снеговых тучах и буранах, пытаясь отыскать горную тропу, в то время, как другие выходят из палатки рано утром и видят над собой ясное небо и манящую корону из скальных зубьев на вершине манараги?
Зыряне и манси, кочующие по территориям югыд -Ва, всегда относились к манараге, как к святыне, считая её живой. Доступ к горе был запрещён для всех, кроме шаманов и хранителей рода. Ещё в 11 веке нашей эры в тёмных глубинах человеческой цивилизации, были продуманы ритуальные игры для того, чтобы найти общий язык с манарагой. Именно к этому периоду относятся святилища с жертвенными камнями, найденные археологами в девственных лесах и на скалистых хребтах национального пзрка югыд -Ва. Древние народы пытались хоть как-то предсказывать настроение манараги, хоть чуть-чуть управлять процессом.
Первая рекомендация от охотников и скотоводов парка югыд -Ва звучит так - не быть жлобом и хапугой! Также есть мнение, что все дары природы на этих священных склонах предназначены не для человека, а потому уничтожать их, употребляя в пищу, категорически нельзя. Речь идёт о ягодах, грибах, дичи, а также о рыбе в горных речушках у подножия манараги.
Вторая рекомендация - не торопиться с восхождением. В национальном парке югыд -Ва, особенно в окрестностях горы манарага, нет стабильной погоды. Там есть стабильная непогода. Чтобы взойти на вершину и спуститься вниз, в лагерь у подножия, вполне достаточно одного дня. Однако погодных окошек приходится ждать порой очень долго. Тем, кто торопится проскочить с наскока, гора не откроется. А потому надо заранее запланировать на манарагу не один день, а несколько. Это уважение мистической горе.
Упрямцам, которые не понимают, что снежные бури и чёрные тучи на языке манараги означают "нет", уготованы трещины и лавины. Трудно предсказать, что гора выкинет в каждом конкретном случае. Хорошо, если просто одурачит, собьёт столку и заставит вернуться со склонов в долину. Но иногда результатом потери здравого смысла бывают и несчастные случаи со смертельным исходом. Так что лучше не торопиться. Лучше вести себя так, словно намерен оставаться у подножия манараги всю оставшуюся жизнь. Измерять время приёмами пищи, мокнуть, мёрзнуть, томиться в ожидании ясной погоды и. быть наготове! И когда наступит день - гора сама даст почувствовать: "пора! Вперёд на вершину! Третий совет местного населения - следить за своей внешностью. Конечно красота - понятие относительное. И вряд ли современного горного туриста прельстит праздничное одеяние древнего шамана. Суть - не в аутентичном убранстве, а в простой опрятности, особенно актуальной в день восхождения. Трудно, конечно, сохранить аккуратность, проведя до этого в холоде и серьёзных физических нагрузках несколько дней.
Трудно, но возможно. Въевшаяся грязь под ногтями? Вполне реально выковырять её дровяной щепочкой. Тяжёлый "Аромат" немытого тела? Рядом с манарагой течёт несколько речушек. Там можно моржевать в ледяной воде, а также устроить самодельную баню - крупных камней хватает. Кожа на лице обветрилась, собралась морщинами, покрылась язвами, повисла хлопьями? Это пустяки, если запастись заранее жирным кремом. В том случае, если крем уже не помогает, то все перечисленные ужасы прикроет Балаклава. Сальные волосы можно шапкой … закрыть. Чистоплотность - это необходимый элемент уважения манараге.
Кстати, в мировом горном туризме существует два типа школ. Одни считают, что важнее процесс. Другие - результат. Капризная гора явно предпочитает первых., понимающих, что попытка восхождения - это тоже вполне самодостаточный опыт, от которого можно получить точно такое же удовольствие, как и от самой вершины. И вот выходит так, что те, кто зациклен не на вершине, а на пути к ней, способны преодолеть без потерь этот самый путь и взойти в итоге на вершину мистической горы. А там, на самой высокой точке, к этим избранным приходит понимание, что путь - то ещё не закончен - с вершины манараги все еще видны другие горизонты.
Впрочем, те, кого гора "не Пускает", также уезжают обогащённые впечатлениями. В сказочном рельефе югыд -Ва, в очертаниях окружающих манарагу горных хребтов есть нечто завораживающее, причудливое. Исключающее присутствие человека, утверждающее мощь мироздания.