Наука для всех простыми словами

Самый лучший сайт c познавательной информацией.

"Матрица": почему этот фильм восхищает философов.

08.05.2017 в 18:52

Бодрийяр "Матрицу расшифровывает".
Теоретик эпохи постмодерна видит в фильме братьев вачовски многозначительный симптом, фетиш того самого технологического универсума, который создатели фильма желают разоблачить. Матрица" - продукт массовой культуры, достаточно двусмысленный для того, чтобы вызвать интерес самых разных мыслителей.
Дело происходит в 2003 году; смеркается. Утопая в мягких креслах мультиплексов, нынешние преемники Платона и шопенгауэра превращаются в думающие машины, призванные разгадать код "Матрицы". Сумеет ли нео - Киану ривз освободить их от того отвратительного рабства, на которое обрекли их братья вачовски? В ожидании желанного мига виднейшие философы и киберсофисты скрещивают на интернетфорумах лазеры диалектрики, дабы выяснить, можно ли назвать Декарта и беркли предтечами худшего из миров, изображенного в "Матрице", и можно ли полагать, что адорно и хоркхаймеру пришлись бы по вкусу прыжки и полеты прекрасной Тринити.


Странная и страшная "Матрица", вобравшая в себя столько концептуальных обломков эпохи "new age", плодит метафизические интерпретации. Великий славой Жижек пускается в хитроумнейшие рассуждения в лакановском духе в рецензии под названием "Матрица, или Двойное Извращение"; сайт TF1 предоставляет слово философу Жан-пьеру зарадеру, который утверждает, что "матрица" позволяет нам заново постичь глубинную сущность кантианства, и цитирует "критику чистого разума".
Для тех, кто последнее время отсутствовал на планете земля и потому не в курсе содержания "Матрицы", напомним интригу этого фильма онтологических ужасов, который обязан в равной мере гностикам, Филиппу к. Дику и франкфуртской школе. Дело в XX происходит? Веке, реальность уничтожена, и под властью искусственного интеллекта людям, прямо скажем, приходится несладко. Запертые в своего рода сотовых ячейках, человеческие существа исполняют роль своеобразных батареек, поставляющих энергию матрице, разом и всеобщей матери, и машине, которая действует на людей как галлюциноген; по воле матрицы люди воображают, будто их окружает некая диснейлендоподобная реальность, хотя на самом деле это всего лишь иллюзия. Горстка несгибаемых борцов во главе с нео, избранником, задается целью разбудить человечество, населяющее этот кошмарный мир (кош - мир), в котором техника, чтобы не сказать развитой капитализм, забрала над людьми чересчур большую власть. Неужели спасти нас может только бог в черных очках?

Впрочем, пусть последователи хайдеггера обождут радоваться. Вторая "Матрица" вселяет в нас ужасное подозрение: а вдруг матрица, эта гигантская пещера Платона, эта цифровая скверна, заранее предусмотрела и уничтожила всякое возможное возражение? Безумец тот, кто не понимает, что всякий протест - в конечном счете такой же вымысел, как и все прочее. Дай - ка мне еще попкорна; бодрийяр только что виртуализировал нео! К сведению братьев вачовски: великий социолог эпохи постмодерна комментирует их обескураживающее творение.
- нувель обсерватер: создатели "Матрицы" многим обязаны вашим мыслям о соотношении реального и виртуального. В первой сцене присутствует прямая ссылка на вас; в кадре видна даже обложка "Симулякров и Симуляции". Вас это удивляет?
- Жан бодрийяр: тут, бесспорно, произошло какое-то недоразумение; именно по этой причине я до сих пор предпочитал не высказываться публично по поводу "Матрицы". Кстати, представитель братьев вачовски связывался со мной в связи с этой первой сценой и предлагал принять участие в следующих; идея совершенно невозможная! В сущности, в этом случае постановщики заблуждаются так же, как нью-йоркские художники - симуляционисты 1980-х годов. Они принимают гипотетическую виртуальность за данность и превращают ее в зримый фантазм. Однако главная отличительная черта виртуального мира заключается именно в том, что о нем нельзя вести речь в категориях реальности.

- Н. о.: тем не менее параллели между "Матрицей" и теми идеями, которые вы развиваете, например, в "идеальном преступлении", бросаются в глаза. Образ "Пустыни Реальности", полностью виртуализованные люди - призраки, представляющие собой не что иное, как запасы энергии для мыслящих существ.
- Жан бодрийяр: да, но "Матрица" - не единственный фильм, в основу которой положена мысль о постоянно прогрессирующем сращивании реального мира с виртуальным; тому же самому посвящены "шоу трумена", "особое мнение" и даже шедевр Дэвида линча "малхолланд драйв". Ценность "Матрицы", пожалуй, в том, что в ней все эти идеи соединены в одном сценарии и доведены до крайности. Но при этом средства, используемые ее создателями, более грубые, и настоящего смятения не вызывают. Персонажи либо пребывают внутри матрицы, то есть в оцифрованном мире, либо находятся вне ее, в сионе - городе тех, кто оказывает сопротивление матрице. Между тем гораздо интереснее было бы показать то, что происходит на стыке этих двух миров, в точке их пересечения. Более же всего удручает меня в этом фильме смешение симуляции, явления совершенно нового, со старой доброй иллюзией, прекрасно известной человечеству со времен Платона. Вот это - самое настоящее недоразумение.

Восприятие мира как тотальной иллюзии - проблема, которая вставала перед всеми великими культурами; для ее решения они прибегали к помощи символических образов, к помощи искусства. Мы, люди ХХ века, изобрели для избавления от этой муки нечто иное - симуляцию реальности, виртуальный мир, в который выбрасываем все страшное, все негативное; в результате этот мир подменяет реальность, которая, однако, поджидает всех нас в финале. Так вот, "Матрица" сделана именно по этой модели! В ней все, что принадлежит к сфере сна, утопии, фантазма, представлено в зримой форме, "Реализовано". Мы дело с абсолютной прозрачностью имеем. Можно сказать, что "Матрица" - это фильм о матрице, который могла бы снять сама матрица.
- Н. о.: кроме того, это еще и фильм, который, с одной стороны, обличает нынешнее безграничное увлечение новыми технологиями, но, с другой, построен исключительно на игре с притягательностью оцифрованного мира и синтезированных образов.
- Жан бодрийяр: особенно поразительно полное отсутствие во второй "Матрице" иронических интонаций, которые позволили бы зрители взглянуть на эту квинтэссенцию спецэффектов остраненно. Ни одного кадра, в котором была бы различима та "Punctum", о которой пишет Барт, - потрясающий трюк, который позволяет создать настоящий образ. Впрочем, именно это обстоятельство превращает фильм в многозначительный симптом, делает его фетишем того мира экранных технологий, где реальное неотличимо от вымышленного. В этом смысле "Матрица" - странный объект, одновременно и простодушный, и извращенный, объект, в котором нет различения поту - и посюстороннего. Псевдо - Фрейд, который берет слово в конце фильма, очень точно формулирует это: по-видимому, в какой-то момент матрицу перепрограммировали таким образом, чтобы она принимала в расчет также и отклонения, аномалии. Так что теперь и вы, оказывающие ей сопротивление, зависите от нее в каждом своем действии. Получается, что перед нами - замкнутый виртуальный мир, не предполагающий ничего внешнего, ничего постороннего по отношению к себе самому. И тут я опять вынужден высказать несогласие теоретического порядка! Матрица" создает образ монополистического всемогущества нынешнего порядка вещей, и тем самым способствует его распространению. По сути дела, распространение заложено в самое структуру фильма. Остается только повторить вслед за мак - люэном: носитель сообщения и есть само сообщение. Сообщение, заложенное в "Матрице", - это и есть само ее распространение, происходящее безостановочно и неконтролируемо.

- Н. о.: довольно забавно, что отныне все самые популярные американские медийные продукты, от "Матрицы" до последнего альбома мадонны, открыто эксплуатируют критику той самой системы, которая способствует их широчайшему распространению.
- Жан бодрийяр: это - то и внушает серьезные опасения. В системе запрограммировано ее собственное - мнимое - отрицание, подобно тому в промышленных товарах запрограммирован их быстрый износ. Между прочим, это самый надежный способ уничтожить какую бы то ни было альтернативу. Существующий мир лишается внеположенной точки, с какой можно было бы посмотреть на него, лишается антагониста; он полностью завораживает и поглощает всех и вся. Меж тем не следует забывать, что чем ближе система к совершенству, тем ближе она к тотальному крушению. Такова своего рода объективная ирония, которая, можно сказать, правит миром и не дает ему окостенеть. Разумеется, события 11 сентября были одним из проявлений этого закона. Терроризм - это, в сущности, не альтернатива, это всего лишь метафора самоубийственного обращения западной мощи против самой себя. Я уже давно твердил об этом, но никто меня не слушал. Однако из этого не следует, что мы обязаны смотреть на вещи нигилистически или пессимистически. Система, виртуальность, матрица - очень возможно, что все это возвратится на свалку истории. Неистребимо другое: обратимость происходящих процессов, вечные вызовы и вечные соблазны.

Жан бодрийяр (1929-2007) - французский социолог, культуролог, философ - постмодернист. Понятие гиперреальность как развитие марксистского понятия надстройка ввел. Основа гиперреальности - симуляция. Единицами гиперреальности являются симулякры - знаки или несамотождественные феномены, отсылающие к чему-то другому, а потому симулятивные. В своих работах, в частности в "Обществе Потребления" и "идеальном преступлении", этот великий социолог эпохи постмодерна изучал безостановочное порождение образов и всеобщую завороженность средствами массовой коммуникации.
В первых кадрах фильма "Матрица" нео прячет свою хакерскую программу в книге бодрийяра "симулякры и симуляция" - философском трактате, в котором исследуются взаимосвязи между реальностью, символами и обществом. Работа состоит из 18 глав, каждая из которых могла бы представлять собой независимое произведение.
Эпиграфом к трактату служит фраза:
"Симулякр - это вовсе не то, что скрывает собой истину, - это истина, скрывающая, что ее нет. Симулякр есть истина". Экклезиаст.

(Хотя на самом деле в книге экклезиаста таких слов нет) Le Nouvel Observateur, 19 июня 2003 перевод в. мильчиной old. Russ. ru.