Копан: блеск, кровь, хаос.
Копан считают едва ли не главным научным центром цивилизации майя.
Затерянный в джунглях Гондураса, полуразрушенный таинственный град, ныне известный как копан, больше тысячи лет назад являлся средоточием научной мысли и архитектурных достижений цивилизации Майя. Этот город - символ "Классического Века" Майя. И именно на его раскопках был развенчан главный миф об индейцах Майя как о мирном народе, не проливавшем чужую кровь
. Именно здесь обнаружились леденящие кровь "Компроматы": остатки массовых жертвоприношений, ужасные сцены казни пленников и уйма изощренных "приспособлений" как для ритуальных кровопусканий, так и для пыток и убийств.
Там расположены развалины прекрасных храмов, доказывающие, что некогда здесь стоял большой город, о котором нельзя предположить, что такие примитивные люди, как туземцы, когда-то были в состоянии его строить. Прежде чем попасть туда, натыкаешься на толстые стены и огромную птицу. На груди у птицы квадрат, длина стороны которого больше четверти испанского локтя и на котором начертаны неизвестные письмена. Лишь в том случае, если подойти поближе, обнаружишь фигуру большого каменного великана; индейцы говорят, он был хранителем святилища. " - Примерно так описывал развалины этого удивительного города испанский хронист XVI века Диего Гарсия де паласио.
"Париж Майя": от рождения до смерти.
Хронологическая история копана одновременно проста и таинственна: долину реки копан люди освоили еще в 1100 году до н. э. плодородные земли в то время обеспечивали безбедное житье, и городище бурно развивалось. Но затем, примерно с 300 годов до н. э., жизнь здесь по непонятным причинам внезапно замерла: остановилось строительство, ушло население. Копан пустовал почти 500 лет, а затем вновь начал наполняться народом. И следующие 600 лет стали для нового - старого копана "Золотым Веком".
В это время здесь проживало более 12 тысяч человек. Были построены великолепные храмы, возведены сотни зданий, включая комплекс дворцов, известных как акрополь, имелись стадионы для игры в мяч, площади со знаменитыми стелами и очень даже цивилизованные дороги. Были также сооружены каналы, протянувшиеся на несколько тысяч километров, и водохранилище. Помимо центра города существовали 16 окраинных "Микрорайонов", один из которых был удален на целых 11 км. Этот цветущий и ширящийся град, "Париж Майя", как его окрестили археологи, должен был бы и дальше цвести и развиваться, но.
По сути, ученым известна точная "Дата Смерти" копана - 6 февраля 822 года. Это последняя дата, зафиксированная в истории города. Она была высечена на резном алтаре, посвященном коронации очередного правителя копана. Однако помпезный монумент оказался недостроенным, о чем свидетельствует незавершенный рельеф. Что случилось с резчиком и правителем - неясно. Но факт остается фактом - с этого времени копан начал стремительно пустеть, а после IX века - обезлюдел совсем.
А к концу X века и вся цивилизация Майя исчезает с лица земли. Но что послужило тому причиной - одна из величайших загадок истории.
Первый и последний.
Известно, что в "Золотую" пору копаном на протяжении 400 лет правила одна династия - всего 16 правителей. Основателем этой династии считается Яш - Кук - мо (голубой кетцаль - попугай. Согласно дате, высеченной на алтаре, он пришел к власти в 426 году н. э. некоторые из исследователей даже называют его "Копанским Джорджем Вашингтоном" - настолько он был могуч и авторитетен. Недаром все последующие потомки считали необходимым вести именно от него отсчет своей царской линии.
Самым известным правителем копана называется дым - ягуар, прославившийся как великий подстрекатель, правивший 67 лет, значительно расширив территорию копана и приведя город к небывалому расцвету.
Последним же правителем стал у - сит - ток, о котором известно лишь то, что он принял правление в том самом "Кризисном" 822 году, и чей алтарь не был закончен. Конец последнего правителя копана покрыт мраком.
Красота плюс загадка.
Перечислить все достопримечательности копана крайне сложно, настолько их много и так они разрушены и перемешаны между собой. Трудность еще и в том, что у Майя каждый храм нес в себе обязательно что-то новое, и потому среди их храмов не было двух похожих. Так что многие фрагменты археологи между собой называют просто "ОБИ" - "одному богу известно".
Среди главных архитектурных "Символов" копана можно назвать "лестницу иероглифов": ее ширина почти 10 метров, высота - 20 метров, количество ступеней - 72, но самое главное - она украшена рельефами - иероглифами, чье число достигает поистине фантастической цифры - две с половиной тысячи! И это не просто рельефы - это надпись, самая длинная в своем роде, выходящая изо рта змея всевидения - символа, означавшего переход из мира живых в мир мертвых и обратно.
Надпись до сих пор не расшифрована полностью, а то, что удалось расшифровать, сводится к предупреждению, что все грозные правители прошлого когда-нибудь могут вернуться на землю. Аналогов этому гигантскому каменному кодексу пока не найдено.
Сенсацией стало случайное открытие самого древнейшего храма копана, спрятанного. Внутри пирамиды. "Росалила" - так нарекли его археологи, ибо он был розово - лилового цвета. Ученые пытались понять, что же заставило Майя поместить один храм в другой, вместо того, чтобы более ранний просто разрушить, как это было принято у них.
Возможно, причина кроется в том, что "Росалила" - это древняя усыпальница. А вот кто погребен в ней - загадка. Во-первых, потому, что захоронение было надежно залито ртутью. Во-вторых, когда археологи, облачившись в защитные костюмы (как повысить иммунитет), все-таки добрались до таинственного усопшего, им оказалась. Женщина. Она была вся буквально усыпана десятками тысяч нефритовых бусин, жемчужин, керамикой и ракушками. Кроме того, ее череп и кости были покрыты красной краской, а это могло означать лишь одно, что жрецы (скорее всего, именно они) спускались в усыпальницу через не сколько лет после погребения и специально покрывали красным пигментом истлевшие останки, а затем запечатали вход и все залили ртутью. И в-третьих, под могилой таинственной женщины ( "Женщина в Красном", "Маргарита" - таковы "прозвища", данные исследователями) обнаружилось богатейшее захоронение мужчины.
Кто были это двое, чью могилу спустя века не решились разрушить потомки, а тщательно спрятали от всего мира? Археологи предполагают, что важные мертвецы - это основатель династии - голубой кетцаль - попугай и его супруга. Но почему тогда нет ни одной соответствующей надписи и почему супруге правителя оказаны почести чуть ли не большие, чем самому правителю? Ее усыпальница - самое богатое женское захоронение Майя из всех найденных.
Откуда все это?
Копан считают едва ли не главным научным центром цивилизации майя. Эдакой "Александрией" в джунглях Гондураса. Возможно, это и в самом деле так. Недаром именно в копане был найден знаменитый календарь Майя, согласно которому в 2012 году должен наступить конец света.
Археологов же гораздо больше занимают изображения, которым нет никакого разумного объяснения. Например, на одном из алтарных камней изображены жрецы - астрономы. В тюрбанах, сидящие по - восточному и обсуждающие 260-дневный ритуальный календарь. Могла ли существовать в те времена связь территорий современного Гондураса с Востоком или - изображения бородатых людей на стелах. Сейчас доказано, что мужчины Майя никогда в прошлом не носили бород. Тогда - кто эти загадочные бородачи, откуда они взялись и чем заслужили честь быть изображенными в камне?
Не менее загадочны высеченные в камне зубчатые колеса, алтари, украшенные глифами с датами и подозрительно напоминающие колесо с расположенной по центру ступицей. Чем-то это даже похоже на мотоцикл. Но ведь известно, что Майя не знали колеса и уж тем более не были знакомы с мотоциклом.
И aз воздам?
На раскопках копана ученые изучают закат "Золотого Века" Майя и теряются в загадках, что послужило причиной угасания города и вообще исчезновения всей этой удивительной цивилизации.
Некоторые видят причину в захватнических действиях враждебных племен. Другие отстаивают гипотезу об истощении природных ресурсов, что повлекло за собой сначала кризис власти, а затем - общественный конфликт.
Но есть и такие исследователи, которые уверены, что упорядоченная массовая жестокость Майя в какой-то момент вырвалась из-под контроля и разрушила весь их мир. Известный американский археолог Артур демарест полагает, что общество Майя дошло до такого уровня жестокости, какой трудно вообразить. Он обнаружил доказательства того, что накопившаяся в обществе враждебность и, как следствие этого, падение общественного строя привели к экологической катастрофе, положившей конец культуре Майя. Сам метод ведения войны у Майя коренным образом изменился, и огромная территория была ввергнута в хаос.
Конец цивилизации Майя в свете современных исследований и теории демареста очень точно описал видный майянист Дэвид фрейдел: "верховная власть пала, все разлетелось вдребезги. Анархия. Следствием следствием войны стал всеобщий хаос.