Качества ведающего человека.
Ezomir.
У славян существуют имена, соответствующие 21 качеству знания, т. е. человеческой мудрости. Эти качества выводят людей на духовный уровень, вознося их до высочайшего состояния человеческого бытия. Такое знание является ключом к духовной жизни человека и взращивает в нём непоколебимую веру всевышнему и духовным учителям, без милости которых невозможно обрести истину.
В ведах (бхагавад - гита, 13. 8-12) Говорится, что: скромность; смирение; отказ от насилия; терпимость; простота; обращение к истинному духовному учителю; чистота; стойкость; самодисциплина; отказ от объектов чувственного удовлетворения; отсутствие ложного эго; осознание того, что рождение, смерть, старость и болезни есть зло; отсутствие привязанностей; независимость от порабощённости женой, домом, детьми, домашним хозяйством и работой; спокойствие перед лицом как приятных, так и неприятных событий; постоянная и чистая преданность прародителю; просветлённый ум, уводящий от праздного общения и скопища людей к уединению; самодостаточность; признание важности достижения совершенства; непрерывность глубинного познания духа, света и истинного; любомудрый поиск совершенной истины - всё это провозглашается знанием, а всё, что бы ни существовало помимо этого есть невежество.
Мы рассмотрим более внимательно каждое из этих качеств.
Скромность, смирение означают, что человек не дол - жен стремиться к тому, чтобы его почитали. И даже в том случае, если он достиг высокого уровня духовности, а точнее, именно в силу этого достижения, его самооценка всегда должна быть объективно сдержанной. Для многих людей тщеславие явилось неодолимым препятствием на пути духовного роста, приводя под - час к краху самых лучших их устремлений.
Отказ от насилия означает, что любой человек ни при каких обстоятельствах не должен быть причиной страдания других существ. Сюда же можно отнести недопустимость утаивания сведений, ведущих к освобождению от страданий. Правда, данное правило в ведическом обществе не распространялось на кшатриев, чей меч, порой восстанавливал дхарму. Это касалось войны с теми царями древности, которые не обеспечивали свой народ благосостоянием и защитой. Грабителей - царей просто уничтожали их же соседи.
Дополнение: это идеальное состояние, когда человек, даже вой - кшатрий так владеет собой, что в нём не присутствует вибрации разрушения. Такой человек не впадает в "Праведный Гнев", поскольку ко всему относится безличностно. Категории "Хорошо - Плохо" не господствуют в нём, поскольку он видит целостность мира. Вообразите себе русскую армию времён великой отечественной войны, которая воюет не с гневом, раздирающим душу, и без ненависти в глазах, а со спокойный смирением, дескать, просто приходится. Гневливые вояки чаще всего не кшатрии, а случайно попавшие в вооружённые силы вайшьи.
Терпимость означает, что человек должен противостоять требованиям своих чувств, стойко переносить все внешние безпокойства и испытания, причиняемые неблагоприятными при - родными явлениями и враждебно настроенными существами.
Простота означает, что, осознав закон причинно-следственной связи (закон кармы), человек становится настолько безхитростным, что не скрывает правды, какой бы она ни была, даже от своих недоброжелателей.
Что же касается обращения к истинному духовному учителю, то этот вопрос необходимо рассмотреть подробнее.
Ведические писания постоянно о неоценимой пользе духовного наставничества говорят. Утверждается, что тысяча жизней, прожитых без общения с одухотворённым человеком, не стоит и минуты, проведённой с ним. Всевышний есть любовь, и только тот, кто познал его как любовь, может учить других о прародителе и о его законах., - советуют знающие люди. При этом основной, глубинной задачей учителя является не простое поощрение или возбуждение существующих в ученике умственных или каких-либо иных способностей, а передача ученику духовной силы: чтобы оживить дух, побуждение должно исходить от другой души и ниоткуда больше.
Этот одухотворяющий толчок невозможно извлечь из книг, так как их изучение может сделать человека всего лишь умным, научить его разумно и последовательно излагать мысли, в том числе и о духовности. Но когда дело доходит до повседневной жизни, начитанность и информированность мало помогают, и человек оказывается полностью несостоятельным в своих поступках и в отношениях к происходящему. Истинного учителя отличает знание самого духа свещенных писаний, а не исследование их с помощью грамматики, этимологии и философии; учитель позволяющий своему уму увлечься подобными исследованиями, утрачивает дух учения. Та душа, из которой исходит высокое духовное побуждение - человек, непосредственно передающий другому животворную силу любви, и есть истинный учитель (ведун. Его долг состоит в определении способов, с помощью которых ученик сможет сосредоточить свой ум на всевышнем.
Ведические писания перечисляют шесть признаков учителя: здравомыслящий человек, которого не выводят из равновесия запросы ума, желание говорить, вспышки гнева, не уступающий требованиям языка, желудка и половых органов достоин учить людей по всему свету. Несмотря на кажущуюся простоту соблюдения указанных условий, обретение этих качеств - не с помощью волевого усилия, а путём глубинного одухотворения всего естества - очень трудная задача. Человек, осуществивший эти условия, уже не может прельститься преходящими мирскими радостями; он познал высшее, духовное состояние - произошла замена худшего на лучшее.
В писаниях человек, душевные силы и отправления тела которого целиком находятся под пятой неуёмных страстей, уподобляется куче сырых дров, противящихся огню духовному и упорно не желающих гореть. Посему требуется принести со стороны и зажечь их: горя, они постепенно просушат сырые дрова, которые рано или поздно воспламенятся вместе с ними. На растопку можно взять лишь у того, у кого они есть, то есть у ведуна.
В наше сумбурное, сложное время появилось множество людей, называющих себя. Подобных самозванцев уже не раз представляли мирской публике средства массовой информации. Такие лжеучителя в лучшем случае способны выдать информацию на уровне ума, в худшем - ввести в погибельное заблуждение.
Ведические писания говорят, что глупцы, живущие в темноте, считающие себя мудрыми, хвастающие своей безполезной информированностью, ходят, подобно слепым, которых ведут слепые. К сожалению, мир полон таких людей: каждый нищий желал бы дарить миллионы, а всякий невежда - быть учителем. Но насколько нищий - миллионер, настолько невежа - учитель. В нынешнее время многие люди не принимают здравого учения и избирают себе учителей, которые потакают их прихотям.
Выбор духовного учителя может оказаться решающим в вашей жизни. Так будьте же бдительны! Помните, что истинный учитель должен обладать всеми качествами знания.
Чистота необходимое условие для продвижения на духовном пути есть. Она внешней и внутренней бывает. Внешняя чистота включает в себя постоянные омовения тела со всевозможным очищением всего организма и среды обитания. Внутренняя чистота достигается медитацией, сосредоточением сознания на всевышнем и другими способами.
Стойкость, самодисциплина и отречение означают, что человек должен обладать большой решимостью совершенствоваться в духовной жизни, принимая то, что этому благоприятствует и отвергая то, что мешает продвижению по пути духовного развития. Суетность мира сего не должна касаться устремлённого к совершенству.
Отсутствие ложного эго неотождествление со своим телом означает. Ведь наше истинное есть не что иное, как живатма - индивидуальная, самосветящаяся частичка всевышнего, равная ему по качеству, но не по могуществу. Живатма, как пишется в ведических писаниях, имеет размеры одной десятитысячной толщины волоса и находится в теле человека на уровне сердца, пронизывая сознанием и созидая всё тело. Таким образом, она является причиной жизни, ибо, когда живатма покидает тело человека, последнее становится нежизнеспособным и, вследствие закона постоянного возрастания энтропии, разрушается. То есть, когда основная живатма по какой-либо причине перестаёт поддерживать организованное ею пространство (в данном случае - человеческое тело), то оно распадается до уровня способностей второстепенных живатм созидать доступное им пространство.
Рождение, смерть, старость и болезни приносят человеку страдания, которые он начинает осознавать, находясь ещё в утробе матери. Единственный способ избавления от страданий заключается в одухотворении своего сознания.
Независимость от порабощения женой и детьми совсем не означает, что нужно избавиться от всяких чувств по отношению к своим близким: любовь к ним - естественное проявление человеческих взаимоотношений. Но когда неправильно понятая любовь становится препятствием на пути духовного совершенствования, следует отказаться от подобной привязанности.
Независимость от порабощения мирской деятельностью не означает прекращение деятельности как таковой. Наоборот, следует усиленно действовать, но при этом не следует привязываться к плодам своего труда и желать вознаграждения, ибо труд ради вознаграждения есть рабство. Для духовного развития необходима вольная деятельность.
Спокойствие перед лицом как приятных, так и неприятных событий появляется как итог одухотворения сознания.
Постоянная и чистая преданность всевышнему является естественной потребностью любого существа, так как оно - неотъемлемая частичка всевышнего. Служа ему, любое существо приносит благо общему целому, а значит, и самому себе: у человека нет другого способа для достижения личного блага.
Склонность к уединению для духовной жизни благоприятна. Уединение дает возможность избежать общения с неправедными людьми и сохранить среду обитания в естественной чистоте.
Отстраненность от диктата толпы - необходимое условие для сохранения и развития индивидуальности, являющейся основой личности, без чего невозможно духовное совершенствование. Древнегреческие учёные утверждали, что худших всегда большинство, ибо толпа неизбежно усредняет особь и не даёт ей выйти за пределы обывательских понятий, мешая её духовному продвижению. Отстранённость от диктата толпы свидетельствует о самодостаточности и стремлении к самосовершенствованию.
Непрерывность глубинного познания духа, света и истинного обеспечивает безостановочное эволюционное развитие. Добросовестный любомудрый поиск совершенной истины приводит человека к внутреннему совершенству, заключающемуся в сознательном служении всевышнему.