Искусство киай. Ezomir.
Киай - дзюцу - это искусство поражения противника голосом.
Внутренняя энергия человеческого организма внешне проявляется через позы, характер движений тела, мимику, голос. Японские специалисты называют видимые для окружающих проявления внутренней энергии человека терминами "Кисэй" и "киай". Первый из них относится к позам и движениям человека, а второй - к его голосу
. Данные термины связаны с понятием "ки" (китайское " ци "), на котором основаны философия, медицина и боевые искусства стран дальнего Востока.
Ки, Это некая гипотетическая энергия, присущая всем вещам во вселенной с момента её возникновения, которая является основой их существования и определяет способ функционирования. Помимо "Изначальной Энергии", приобретенной при рождении (согласно западным воззрениям, это так называемая "адаптивная энергия клеток" - а. Т. ), человек постоянно получает " ки " с едой, воздухом при дыхании, а также путем энергообмена с окружающей средой и с другими людьми. Прекращение потока непрерывно циркулирующей в организме энергии означает смерть.
В случае если говорить о "ки" человеческого организма, то по мнению большинства западных учёных, это не какой-то особый вид неизвестной энергии или физического поля (что, в принципе, не исключено), а интегральная функция организма, выражающаяся в характере протекании биохимических реакций, физиологии и высшей нервной деятельности. Так, если здоровый человек с точки зрения восточной медицины это тот, у кого "ки" есть в избытке, то для западной науки здоровье отражает оптимальный баланс всех протекающих в организме процессов, что выражается в хорошем состоянии внутренних органов, костно - мышечной системы, а также в здоровом кожно - волосяном покрове. Вообще говоря, вопрос однозначной идентификации энергии "ки" весьма сложен и вряд ли будет решен в обозримом будущем.
Когда невидимая глазу "ки" имеется в организме в избытке, то она как бы просачивается наружу, визуально проявляясь в выражении лица человека, плавности, экономичности и "энерго - наполненности" его движений и поз, как в практике боевых искусств, так и в повседневной жизни, что описывается термином "кисэй". Так, плавно и мягко ступающий тигр в его естественной среде обитания, поражающий гармонией движений и явно чувствующейся внутренней мощью и силой, выражает практически идеальное состояние "Кисэй".
С другой стороны, глядя на сутулого неспортивного горожанина с неловкими и суетливыми движениями, можно сразу сказать, что "ки" у него организме явно недостаточно, как, впрочем, и у тигра в зоопарке, страдающего от нехватки движений и энергообмена с природной средой.
Однако, если тело молодого и здорового спортсмена излучает просто избыток физических сил, то "Кисэй" мастера боевых искусств отражает не только уровень физической тренированности, но и внутреннее состояние (в т. ч. состояние сознания), как результат целенаправленной работы с " ки " в процессе дыхательно - медитативных упражнений.
Подобно "Кисэй", понятие "киай" отражает уровень владения человеком " ки ", его внутреннее физическое и ментальное состояние, проявляющееся в голосе. С давних пор среди японских мастеров существовало выражение: "когда энергия (ки) в избытке, рождается сила. В точке, где существует сила, собирается дух. Энергия, сила и дух, собранные воедино, рождают киай".
Киай - дзюцу относится к малоизвестным техникам, которыми в истории реально владели лишь единицы среди мастеров боевых искусств. Несомненно, что боевое применение крика известно во многих странах, однако , внимание, только в Японии оно выделилось в отдельную дисциплину под названием "Техника Киай".
Метод киай - дзюцу состоит в том, чтобы с помощью звука уметь контролировать как собственное ментальное и физическое состояние, так и состояние противника, причем техника киай не ограничивается только боевым применением, а служит также прекрасным методом укрепления здоровья, снятия стресса и усталости, достижения высших состояний сознания и даже развития "Шестого Чувства".
Видимо, нет ни одной школы единоборств, где бы во время тренировок не использовались крики при проведении ударов и других приемов. Однако крик рассматривается при этом не как самостоятельное средство поражения противника, а в основном как способ, позволяющий повысить скорость ударов и добиться более полного выброса силы. На втором месте стоит усиление своего психоэмоционального потенциала и лишь затем следует фактор морального подавления противника (который в условиях реальной схватки играет решаюшую роль.
Следует заметить, что правильный киай - это не просто крик, который может быть как коротким, так и долгим, а особое психофизическое состояние. Необходимо добиться того, чтобы звук шел как бы изнутри, а не рождался в области голосовых связок, что требует особого внимания при тренировках. Нетренированному человеку сделать это очень сложно, однако считается, что даже простой сильный крик существенно активизирует циркуляцию "ки" в организме.
В Японии считают, что киай - дзюцу вышло из аскетической практики горных отшельников сюгэндо. Однако анализ техники современного киай - дзюцу показывает, что определенное влияние на него оказали уже утраченные в самом Китае магические практики "сяо", что в переводе означает "выть, реветь". Практика сяо использовалась в виде особых заклинаний, где имитировались звуки бури, грома, крики диких птиц и т. д. легенды рассказывают, что мастера сяо могли вызывать и прекращать дождь, разгонять облака, приманивать диких птиц. Даже в современной Японии иногда случается, что в деревнях родители запрещают детям при игре на бамбуковой флейте извлекать слишком высокие звуки, так как считается что они привлекают злых духов. Это поверье идет от веры в "Кото Дама", т. е. в слова, наделенные мистической силой, которая проявляется при их произнесении. Так, основатель айкидо мэрихэй уэсиба считал кото дама неотъемлимой частью своих тренировок.
Китайские методь "сяо", попав вместе с буддизмом в Японию и смешавшись там с традиционной музыкой и гимнами, привели к созданию кото дама, которые, в свою очередь, послужили основой для синтоистских молитв "хараикотоба", "норито" и др. Следует также отметить, что "Работу с Голосом" практикуют и в японском эзотерическом буддизме сингон, где существует специфическое чтение мантр, сопровождающееся сплетениями пальцев ("кудзи - ин"), которое используется как метод концентрации и достижения определенных состояний сознания. Чтение мант и сплетение пальцев раньше входило составной частью в киай - до, которое понимали как комплексный метод духовной практики. Только в конце эпохи мэйдзи (1868- 1912) термин "Киай - до" стал употребляться в узком смысле, как способ мгновенного извлечения силы с помощью крика.
В период феодальных междоусобных войн ( "Воюющих Царств") (1467-1568) формировались многие школы (" рю ") боевых искусств, которые для повышения своей боеспособности активно заимствовал арсенал психотехники сюгэндо. С этого времени произошла интеграция методов киай - дзюцу с различными японскими школами боевых искусств. В период Эдо (1600-1868) техника киай - дзюцу стала использоваться не только как оружие, но и как метод врачевния, а также как метод духовного развития личности.
В эпоху буржуазной революции мэйдзи в Японии были раскрыты многие ранее неизвестные секретные техники (в т. ч. киай - дзюцу) и имена мастеров. Так стали известны имена выдающихся мастеров киай - дзюцу хамагути югаку, коя тэцуиси, мацумото тиваки, Эма Сюнъити. Многие из них использовали киай - дзюцу в качестве метода лечения больных как, например, хамагути югаку и коя тэцуиси.
Дошедшие до нашего времени методы киай - дзюцу представляют собой в целом нечто большее, чем просто запугивание противника криком. Этап отработки базовой техники киай - до по своей структуре сходен с цигуном, где вначале тренируют способы набора, смешивания и испускания "ки". Он состоит из методов "Регулировки Тела", "регулировки дыхания" и "испускания звуков". Различают методы быстрого и медленного вдоха, имеющих конкретное применение в целях самозащиты (так называемое "Киатэ" - поражение с помощью " ки "), после освоения которых переходят к методу "взаимного киай".
На этой стадии в положениях стоя, сидя и на коленях закрепляют полученные навыки с учетом реально возникающих ситуаций, где нужно точно выбирать момент испускания "Киай", длительность и высоту звука и т. д. в методе быстрого вдоха используются выкрики "эй", " яа- а", "то - о", аналогичные тем, которые практикуют в современных будо.
Однако, если в будо их цель - увеличение силы и скорости выполняемых технических действий, то целью киайдо является "Очищение Сознания", повышение интуиции и чувствительности к внешним воздействиям, а также достижение гармонии и единства "тела и духа". С этой целью в методе быстрого вдоха, выполняя специальные движения, вдыхают максимальное количество воздуха, что приводит затем к внутреннему взрыву, аналогично тому, как лопается надутый воздухом воздушный шар. При этом рождается особый резонансный крик (киай) и вызывается ударная воздушная волна. Естественно, что подобные методы без грамотного и квалифицированного руководства практиковать бессмысленно, ибо в противном случае вред собственному здоровью неизбежен.
Мы отметим, что эксперименты, проведенные французскими учеными на добровольцах, показали, что интенсивный звук мощностью 90 децибел вызывает у людей потерю ориентации в пространстве, резкое ухудшение зрения и непроизвольные судороги мышц. Между тем, "Книга Рекордов Гиннесса" свидетельствует: крик 14-летней школьницы достигал 125 децибел! Для сравнения: шум идущего поезда составляет около 90 децибел, звук артиллерийского выстрела - 120 децибел, рев реактивного авиационного двигателя - 140.
В дошедшей до нас древней технике "Симпо Киай" ("метод духовного киай"), максимально расслабляя плечи и грудь при определенном положении шеи и головы, тренируют способность издавать тонкий "как игла" звук на одной частоте, не напрягая при этом голосовые связки. Затем добиваются резонанса звука в организме подобно тому, как звучит корпус гитары, если тронуть одну из струн. Рядом с практикующим очень часто кладут музыкальный инструмент или колокольчик, который начинает резонировать в случае правильно выполненного упражнения. Лишь в том случае, если голос человека в повседневной жизни называют "Голосом Земли", то в "симпо киай" тренируют звук на октаву ниже, который благоприятствует расслаблению дыхательных мышц и голосовых связок, что позволяет впоследствии контролировать тональность голоса при воздействии на противника.
В современной биофизике хорошо известно, что звук низкой частоты (менее 16 герц, т. е. инфразвук) приводит к подавлению воли человека, вызывает чувство усталости, тоски, необъяснимого страха. Интенсивное излучение инфразука (свыше 105 децибел) может вызывать временную слепоту, нарушения в работе вестибулярного аппарата, влекущие тошноту и рвоту ( "Морская Болезнь") и даже смерть. Видимо, это еще одна разгадка край.
В процессе тренировок постепенно развивается умение издавать правильный киай. Одновременно с этим происходит усиление способности к концентрации и развитию духовной силы, подобно тому как при понятиях цигун появляются "Шесть Чудесных Способностей". В "Симпо Киай" известно по десять форм в позициях сидя на пятках и стоя, а также десять форм "сотай (взаимного) киай" и пять форм для практического применения. В частности, в упражнениях "Сотай Киай" развивается способность подавлять ки партнера и нарушать ритм его дыхания.
Предельным выражением киай является так называемый, "Фукуми Киай" или "киай без звука", характеризующий состояние человека, в котором он способен в отсутствии физических действий и крика подчинить противника своей воле.
В широком смысле "Беззвучный Киай" является последней и, в своем роде, идеальной стадией постижения боевого искусства в процессе духовных и физических тренировок. В узком смысле "Беззвучный Киай" является основой метода долгого вдоха и дает эффект аналогичный гипнозу. Эффективность "Беззвучного Киай" напрямую связана с общим уровнем духовного развития и психических способностей личности. (c) а. горбылёв.