Хетты - КТО такие хетты?
Хетты - КТО такие хетты?
История могущественной империя хеттской цивилизации.
Обнаруженные археологами в городах малой Азии клинописные тексты свидетельствуют, что древнейшее население Анатолии - хатти говорили на языке, отличном от языка народа, создавшего военную хеттскую державу. Этот народ оставил лишь своё имя стране и завоевателям, которые появились на этих землях в начале и тысячелетия до н. э.Новые племена принесли с собой многие элементы чуждой, кочевой, культуры, такие, как коневодство и широкое использование конницы в военных действиях, а также новый язык, точнее, несколько языков, которые исследователи относят к семье индоевропейских. Племена, пришедшие в район города неса (к югу от реки галиас) и названные неситами, впоследствии завоевали всю малую Азию. На севере малой Азии индоевропейцы поселились в районе пала. Они получили имя палийцы, а на юге и юго-западе расселились лувийцы. В результате смешения индоевропейских неситов с племенами хатти в Анатолии образовался новый народ - хетты. Впоследствии, когда хеттская царство заняло почти весь полуостров малая Азия и часть Сирии, неситский язык был вытеснен родственным ему лувийским, который и стал языком хеттской цивилизации.
Империя хеттов. ЦАРСТВО МИРА
Держава хеттов была одним из самых могущественных царств Древнего мира, она простиралась от Восточной Анатолии до Эгейского моря на западе и от Черного моря на севере почти до Леванта. Империя хеттов поглотила царство Митанни, завладела Северной Сирией, колонизовала западную окраину Малой Азии и конкурировала за владычество с самим Египтом.
Колнониальная и завоевательная политика хеттов была характерна тем, что они стремились решить территориальные конфликты не за счет военных побед, а при помощи дипломатии. Именно при помощи заключения договоров хеттов с представителями элиты соседних государств к державе были присоединены Алалах и Хальпа, Тархунтасса и Каркемиш.
Немецкий историк Франк Штарке писал о хеттах: "Если никакие мирные требования не помогали, хеттский царь предупреждал своего противника: "Боги станут на мою сторону и решат дело в мою пользу".
Хетты не брали с покоренных земель неподъемной дани и даже часто оставляли у власти аннексированной территории прежнего правителя, лишая его, однако, права на проведение независимой политики.
Самым сильным противником Хеттской державы был Египет. В 1275 году до нашей эры недалеко от сирийского города Кадеш состоялось сражение между войсками Рамзеса II и хеттским войском Муваталли II. Эта битва стала первой в истории, чье описание мы можем в источниках обеих воюющих сторон и последней битвой в истории Бронзового века - хетты уже использовали железное оружие.
Долгое сражение так и не привело ни к чьей победе. Муваталли предложил египетскому фараону перемирие, Рамзеc согласился. Хеттские источники приписали в итоге победу хеттам, египетские - египтянам.
Хетты покорили Арцаву, Аххияву, Мису, Вилусу и другие государства на западе Анатолии. Но покоренные восстали и вступили с жившими на островах Эгейского моря "народами моря" антихеттскую коалицию. Между 1200 и 1190 годами до н.э. они дошли до столицы хеттов Хаттусы. Город был взят штурмом.
КТО такие хетты. Происхождение
Прародиной хеттов были предположительно, которые они покинули в конце III тыс. до н. э.полагает, что хетты были первымнародом (), заселившимиещё в IV тыс. до н. э., а затем вытесненным в Малую Азию второй волной индоевропейского нашествия на Балканы. Хетты испытали сильное влияние в лице местногосубстратаи, в меньшей степени,(). По другой версии, хетты — коренное аборигенное население Малой Азии, предки которых обосновались в Малой Азии в XIII—X тысячелетиях до нашей эры.
Также влияние на культуру хеттов оказала, от которой они заимствовали. Сами хетты оказали влияние на культуру всех своих соседей.
На рубеже III—II тысячелетий до н. э. у хеттов, прибывших в Малую Азию, начал распадаться родоплеменной строй. Ускорению этого процесса способствовало проникновение в этот регион в XX—XVIII вв. до н. э. семитских торговых колонистов (и, отчасти,). На территориях восточной и центральной частей Малой Азии было, видимо, ещё в III тыс. до н. э. создано несколько политических образований типа городов-государств (,,,,,, Ма’ма,и др.), во главе которых стояли цари () или царицы (). Города-государства Малой Азии пользовались письменностью и письменным языком, заимствованным укупцов. Среди городов-государств происходила борьба за политическую гегемонию. На первых порах верх взяла, правитель которой считался «великим царём» среди остальных правителей городов-государств Малой Азии. Позднее же ситуация изменилась в пользу города-государства. В первой половине XVIII в. до н. э. царь Куссараосновал обширную державу, названную позже Хеттским царством.
Шумеры
Шумер – это первая городская цивилизация в исторической области Южная Месопотамия (южная часть современного Ирака) в период халколита и ранней бронзы. Ученые полагают, что это была первая цивилизация в мире.
Сегодня вы узнаете краткие сведения про шумеров и их уникальную цивилизацию. Любителямэтот текст будет особенно интересен.
Древний Шумер
Когда большая часть человечества еще жила в пещерах, шумеры уже создавали первую цивилизацию на юге Месопотамии – в междуречье рек Тигр и Евфрат (совр. Ирак). Как здесь появился этот народ, до сих пор точно не известно.
Возможно, шумеры пришли из прикаспийских областей и в Месопотамию попали ок. 5500 г. до н. э. На протяжении следующих 3000 лет они построили первые города, установили монархию и изобрели письменность.
Цивилизация Шумеров
Шумерское государство процветало благодаря поливному земледелию. Обитатели этого региона строили водохранилища и каналы, превращая с их помощью засушливые земли в плодородные.
Статуя 24-го века до н. э. молящегося шумерского человека (современная восточная Сирия)
Повышению урожайности способствовало и появление других нововведений: плуга, тележки на колесах и парусной лодки. Все это изобрели шумеры.
Изобилие пищи повлекло за собой увеличение численности населения, рост городов и появление у людей возможности сменить сельские занятия на городские.
Среди шумеров стали выделяться торговцы, начался обмен местной сельскохозяйственной продукции на металл, древесину и прочие ресурсы. Появилось много искусных ремесленников.
Поначалу шумерскими городами управляли советы старейшин. Когда участились конфликты между городами, советы стали назначать военных вождей – лугалей (по-шумерски – «большой человек»). Эта должность была временной, а затем стала наследственной. Впоследствии слово «лугаль» получило значение «царь».
В Шумере существовало двенадцать независимых городов-государств, каждое из которых состояло из одного или нескольких городских центров, окруженных деревнями и сельскими угодьями, и управлялось своим царем.
Посреди города располагался храм бога-покровителя. Со временем эти храмы преобразовались в огромные ступенчатые сооружения – зиккураты – высотой до 50 м.
Шумеры были хорошими математиками. Они пользовались не только десятичной, но и шестидесятеричной системой счисления, именно оттуда пошло деление круга на 360°, час из 60 минут и минута из 60 секунд.
Но величайшим достижением шумерской цивилизации стало создание письменности, позволявшей фиксировать все, что угодно, от торговых сделок до законов и межгосударственных договоров.
Шумерская богиня
Около 2350 г. до н. э. Шумер захватили семитские племена, явившиеся с севера.
К 1950 г. до н. э. шумеры утратили политическое могущество, но их письменность, законы и религия сохранились в пришедших им на смену цивилизациях Вавилона и Ассирии.
- Богатые шумеры ставили в святилищах богов собственные изображения – маленькие глиняные фигурки с молитвенно сложенными руками.
- Первые поселения шумеров находились близ побережья Персидского залива (юг современного Ирака). Со временем их влияние распространилось по всей Месопотамии.
Великий зиккурат в Уре — наиболее сохранившийся храмовый комплекс Древнего Междуречья.
Шумерская письменность
Шумерская письменность ведет начало от примитивной системы подсчетов: торговцы и сборщики податей наносили значки и картинки (пиктограммы), обозначавшие количество и род предметов, на сырую глину.
Со временем сложилась система стилизованных знаков; их наносили заточенным концом стебля тростника. Знаки имели форму клиньев, отчего получили название «клинопись».
В ранней клинописи не было грамматических элементов, лишь после 2500 г. до н. э. с помощью знаков стали показывать, в каком порядке читать написанное. Наконец изобрели знаки, передававшие звуки речи.
Штандарт войны и мира из Ура – инкрустированные перламутром и ляпис-лазурью панели, которые, вероятно, носили в торжественных процессиях. На одной из них представлены сцены военной кампании, которую могущественный город-государство Ур вел около 2500 г. до н. э. На фрагменте изображен отнятый у побежденных врагов скот, который проводят перед пирующими правителями.
Штандарт войны и мира — пара инкрустированных декоративных панелей, обнаруженная экспедицией Л. Вулли при раскопках шумерского города Ур.
Основные даты шумерской цивилизации
Изучая развитие и уникальную цивилизацию шумеров, следует понимать, что все даты имеют относительную точность. Естественно, все это происходило до нашей эры.
Годы до нашей эры | Событие |
5400 | В Месопотамии впервые появляются прогрессивные методы земледелия, в том числе ирригация (искусственный полив земли). |
3500 | Появление первых шумерских городов. Изобретение примитивной письменности. |
3400 | Урук (площадь ок. 200 га и численность населения ок. 50 000 человек) становится крупнейшим городом Шумера. |
3300 | Шумеры изобретают гончарный круг и плуг. |
3000 | В Шумере на место пиктографической письменности приходит ранняя клинопись. |
2900 | Часть Месопотамии разорена сильным наводнением; считается, что именно оно послужило основой легенды о Всемирном потопе, изложенной в Ветхом Завете Библии. |
2750 | Правителем Урука становится Гильгамеш, вошедший в легенду герой «Эпоса о Гильгамеше», древнейшего из дошедших до нас литературных произведений. |
2600 | Правителей Ура погребают в усыпальницах вместе с их приближенными, принесенными в жертву. |
2500 | Письменность распространяется по миру, благодаря развитию торговых связей. |
2350 | Саргон Аккадский, правитель семитского племени, обитавшего на севере Месопотамии, покоряет шумерские города. Впоследствии Саргон объединяет страну, основав первую империю, о которой знает история. |
2100 | Ур-Намму, правитель Ура, восстанавливает славу шумерской державы, учреждает школы писцов, провозглашает первый свод законов, проводит реформу календаря и поощряет зарубежную торговлю. |
1950 | После захвата Ура пришедшими из Западного Ирана эламитами, роль шумерского государства в политике навсегда сходит на нет. |
Что же, теперь вы знаете про древний Шумер все, что должен знать среднестатистический образованный человек.
Если вам понравилась статья про шумеров – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам вообще нравятся– подписывайтесь на сайт I nteresnye F akty.org . С нами всегда интересно!
Хетты это. А может и наши были те хетты
Значки на многих плитках оказались знакомы ученым — это была аккадская клинопись, хетты переняли ее жителей Междуречья. Прочесть их, однако не удалось — надписи были составлены на неизвестном (хеттском)языке. Расшифровать их смог в 1915г. чешский языковед Бедржих Грозный. Он доказал, что хеттский язык родствен славянским, германским, романским языкам, составляющим индоевропейскую языковую семью.
Достаточно сравнить хеттские слова «ватар», «далугашти», «небиш» с их русскими аналогами «вода», «долгота», «небо». Это открытие стало научной сенсацией. Получалось, что хетты стояли особняком на Древнем Востоке, ведь здесь говорили на языках афро-азиатской семьи, похожих на современные арабский и еврейский. Из глубины веков начали проступать своеобразные очертания мира, в котором жили хетты. Обычаи и установления, свойственные индоевропейским народам, хетты соединили с заимствованными у своих соседей-соперников — ассирийцев, вавилонян, египтян и хурритов.
Остается пока неясно, откуда хетты пришли в Малую Азию — с запада, с Балканского полуострова, или же с востока, через горные перевалы Кавказа.
Заселенные хеттами земли сильно отличались от обширных речных долин Нила, Тигра и Евфрата. Это были небольшие равнины в горах и предгорьях Малой Азии, отделенных друг от друга горными кряжами и ущельями, бурными, но маловодными речками.
Хеттский язык
Хеттский язык – вымерший язык народа, империя которого находилась в центральной и северной частях Анатолии. Записи на хеттском языке, сделанные клинописью, датируются 16-13 веками до нашей эры, а отдельные хеттские заимствования и многочисленные личные имена появляются в ассирийских текстах начиная с 20-го века до нашей эры.
Уже в эпоху поздней бронзы хеттский язык начал уступать позиции своему близкому родственнику – лувийскому языку. Видимо, в 13-м веке до нашей эры лувийский был самым распространенным из разговорных языков в хеттской столице Хаттусе. Хотя Хеттскую империю населяли народы разного этнического и лингвистического происхождения, в большинстве их светских текстов использовался хеттский язык.
Хеттский – самый древний из засвидетельствованных индоевропейских языков, однако он был повторно открыт спустя более века после формулировки гипотезы о праиндоевропейском языке. Из-за заметных отличий в его структуре и фонологии некоторые лингвисты (в частности, Эдгар Стертенвант и Уоррен Коугилл) классифицировали хеттский язык не как потомка индоевропейских языков, а как их близкого родственника. Другие лингвисты, напротив, продолжают придерживаться традиционного для 19-го века представления о первичности праиндоевропейского языка и объясняют необычные особенности хеттского языка новообразованиями более позднего времени.
Первым предположение о классификации хеттского языка сделал в 1902 году норвежский лингвист Йорген Александер Кнудтзон. Он утверждал, что хеттский язык был индоевропейским, основываясь, в первую очередь, на его морфологии. И хотя в распоряжении Кнудтзона не было двуязычных текстов, он сумел перевести с хеттского два письма благодаря шаблонному характеру дипломатической переписки того времени. Впрочем, гипотеза Кнудтзона не была принята, поскольку его переводы справедливо считались неточными.
Идею об индоевропейском происхождении хеттского языка поддержал чешский филолог Бедржих Грозный; в 1915 году он опубликовал посвященную этой теме статью, а в 1917 году – грамматику хеттского языка. В своих работах Грозный выдвинул на первый план поразительные сходства в идеосинкретических аспектах морфологии, которые вряд ли развились независимо и едва ли были заимствованы. К их числу относятся чередование р/н в корнях существительных, вокалический абляут и ряд регулярных фонетических соответствий. Гипотеза Грозного быстро получила признание, и сейчас ее придерживаются многие современные ученые, такие, как Эдгар Стертевант, выпустивший первую хеттскую грамматику с хрестоматией для чтения и словарем.
В хеттском языке много заимствований, преимущественно религиозной тематики, из неиндоевропейских языков – хурритского и хаттского. По традиции, он делится на древнехеттский, среднехеттский и новохеттский языки, соответствующие примерно 1750–1500, 1500–1430 и 1430–1180 годам до нашей эры. Его письменность была основана на аккадской (шумеро-вавилонской) клинописи, использовавшейся на территории северной Сирии. Поскольку это письмо основано на слоговом принципе, точно определить фонетические свойства ряда хеттских звуков не удается до сих пор.
Хеттский язык сохраняет ряд крайне архаичных черт, утраченных другими индоевропейскими языками. В частности, в нем сохранились два из трех ларингалов, существование которых предположил в 1879 году Фердинанд де Соссюр, основываясь на качестве гласных звуков в других индоевропейских языках.
Будучи самым древним из идентифицированных индоевропейских языков, хеттский язык интересен по большей части тем, что в нем отсутствуют отдельные грамматические черты других «старых» индоевропейских языков – санскрита, латыни и древнегреческого. Например, вместо индоевропейской системы противопоставления мужского и женского родов, в хеттском языке сохранилась рудиментарная классификация существительных по одушевленности/неодушевленности.
Именная система состоит из 7 падежей (именительный, винительный, дательно-предложный, родительный, аллатив, аблатив), 2 чисел (единственного и множественного) и 2 родов – общего (одушевленного) и среднего (неодушевленного).
Глагольная система, в сравнении с такими древними индоевропейскими языками, как санскрит и древнегреческий, относительно несложная: два класса спряжения, два залога (активный и медиопассивный), два наклонения (указательное и побудительное) и два времени (настоящее и претерит). Хеттский синтаксис имеет примечательную особенность, характерную для анатолийских языков: обычно главное или придаточное предложение начинается с соединительной частицы или другой топикализованной формы, к которой в фиксированном порядке присоединяется «цепочка» клитик.
Аккад. Источники
Источники по аккадскому периоду истории Месопотамии довольно разнообразны. Важнейшее значение имеет письменный материал. Аккадское государство было двуязычным: и аккадский , и шумерский языки широко использовались.
Письменные источники включают в себя многочисленные хозяйственные, административные и правовые документы из городов Месопотамии — Нгирсу , Ниппура , Уммы , Эшнунны , Адаба , Тутуба и др. Помимо этого — надписи аккадских царей, например «Обелиск Маништушу »; дипломатические документы (договор Нарам-Суэна с эламским царём). Это также письма, школьные тексты, вотивные (посвятительные) и религиозные надписи. Особое место занимают так называемые Omina — записи, сделанные древними прорицателями о природных явлениях перед важным событием в жизни страны. Во многом на их основе созданы «хроники» и ритмические произведения в форме подлинных царских надписей ( narû ).
Аккад упоминается в более поздних литературных произведениях. В более поздние эпохи, особенно в Старовавилонский период , был создан ряд поэм историко-дидактического характера. Наиболее известная — «Проклятие Аккаде . Месть за Экур». Как правило, эти произведения носят тенденциозный характер, и, как к источникам, к ним относятся очень осторожно. Также есть отдельные таблички с обрывками сказаний о Саргоне Аккадском , основателе царства, и его военных подвигах. Некоторые из них были написаны всего через пару столетий после описываемых событий, другие — уже в ассирийский период. Наиболее известны «Легенда о Саргоне» и «Царь битвы».
Важные сведения даёт археологический материал. Это руины дворцов, стелы (особенно Римуша и Нарам-Суэна ), глиптика (цилиндрические печати), находки скульптур и т. д.
Также весьма значимы источники из соседних стран — Элама и Восточного Средиземноморья (особенно Эблы ).
Хетты в Библии. Хетты – неизвестный народ, упоминаемый в Библии
Народ хеттов 46 раз упоминается в Библии, начиная от Авраама, который купил поле Макпела для погребения Сары (Быт. 23:3), и заканчивая Соломоном, который торговал с ними, привозя коней из Египта для царей хеттейских (3 Цар.10:29). Так как до 1887 года не существовало ни одного источника,
кроме Библии, который упоминал бы об этом народе, скептики утверждали, что Библия ошибается и что хеттов не существовало. И всё-таки Библия верна, и археологические раскопки это подтвердили.
В Египте, в Телль-Эль-Амарна, который расположен приблизительно в200 кмюжнее Каира, в 1887 году крестьянка случайно обнаружила 300 табличек, написанные клинописью на аккадском языке. Они представляют собой переписку хеттских и ханаанских царей, которые платили дань Египту. Их содержание отражает ситуацию в Палестине во время её завоевания евреями под руководством Иисуса Навина.
Археологические раскопки под руководством Гюго Винклера в 1906-1907 годах возле местечка Богаз-Кей, находящейся недалеко от Анкары, столицы современной Турции, явили миру город Хатуссу – столицу империи Хеттов. В этом городе была обнаружен императорский архив. Содержащий около 20 000 документов, написанных вавилонской клинописью, но на хеттском языке. Также хетты разработали собственное иероглифическое письмо.
Из этих документов мы узнаём, что у хеттов была сильная империя. Около 1650 года они завоёвывают и грабят даже Вавилон. Расцвет империи пришёлся на XV-XIV века до Р.Х. под царём по имени Суппилулиума, 1388-1347 г. До Р.Х, когда они даже Египтян вытесняют из Сирии. Хетты первыми в мире использовали боевые колесницы.
В 1286г. До Р.Х. у города Калеша было крупное сражение между хеттами и египтянами. Так как ни одна сторона не добилась победы, то был заключён договор о границе между двумя империями. Около 1200 года до Р.Х. империя хеттов рухнула под ударами «народов моря» — филистимлянами, которые приплыли с острова Крит. Итак, археология в очередной раз подтвердила, что Библия верна.