Наука для всех простыми словами

Самый лучший сайт c познавательной информацией.

"Фальшивые Лица" на мумиях культуры ичсма указали на ритуальное общение с предками.

16.05.2021 в 02:52

Археолог питер экхаут установил, что "Фальшивые Лица" на мумиях культуры ичсма в IX - Xiii веках нашей эры требовались для ведения диалога и ритуальных практик с умершими предками. Он предположил, что положение умерших в позе эмбриона, словно ожидая своего возрождения, свидетельствует о существовании развитого культа загробной жизни.
Фальшивые Лица на мумиях культуры ичсма указали на ритуальное общение с предками.
На территории современного перу до инкского завоевания существовала культура ичсма - на языке кечуа так называют киноварь. На протяжении всего позднего промежуточного периода (900-1400 годы нашей эры) их государство считалось основным политическим образованием на центральном побережье перу. Столицей этого государства был город ичсма, названный так в честь одноименного бога, а позднее переименованный инками в пачакамак.
Широкую известность культура ичсма получила благодаря многочисленным Находкам мумий. Например, в 2012 году бельгийские археологи обнаружили здесь впечатляющую могилу, где находились более 80 скелетов и мумий, в том числе принадлежавшие младенцам. В 2015 году четыре индивидуальных захоронения нашли в древнем церемониальном комплексе уака пукьяна прямо в центре Лимы. Примечательно, что на этих мумиях часто находятся "Фальшивые Лица", то есть маски из глины, дерева или ткани, схематично изображающие человеческие черты. Они помещались не на само лицо умершего, а на погребальный сверток (подробно о древних масках можно прочитать в нашем блоге "Апотропеи, Персоны, Горгонейоны".

Фальшивые Лица на мумиях культуры ичсма указали на ритуальное общение с предками. 01
Археолог питер экхаут (Peter Eeckhaut) из брюссельского свободного университета исследовал 76 погребальных масок из пачакамака, относящихся к культуре ичсма. 25 целых и 3 сломанных маски ученый обнаружил в ходе многолетних раскопок близ Лимы. К ним добавилась богатая коллекция из пенсильванского университета, собранная в ходе раскопок 1896 года. Датировка относит "Фальшивые Лица" к X - Xiii векам, хотя археолог предположил, что эта традиция зародилась в конце IX века и резко оборвалась около 1300 года.
Экхаут отметил, что пачакамак был церемониальным центром ичсма. Здесь было обнаружено несколько сотен погребений. Умерших обычно помещали в сидячее положение, подогнув колени к груди и скрестив руки вокруг ног, после чего заворачивали обнаженное тело в основной слой ткани. Далее оно последовательно оборачивалось сырым хлопком и одеждой - рубашками, мантиями, набедренными повязками, головными уборами, поясами. Между слоями оставляли подношения в виде ткацких инструментов, початков кукурузы, трупов морских свинок, металлических изделий или раковин. Затем все большие полотнища затягивались как можно плотнее и сшивались, образуя более или менее цилиндрический сверток. На некоторые из них сверху накладывали "Фальшивые Лица".

Экхаут отметил, что маски всегда красного цвета. Это указывает на его крайнюю значимость в ходе очень ритуализированных похорон. Более того, куски киновари встречаются и внутри погребального свертка. Археолог предположил, что существовала семиотическая, символическая и семантическая связь между умершим, божеством и красным цветом. Конструкция "Фальшивых лиц", по мнению экхаута, довольно стандартизирована и универсальна, что минимизировало статусные различия между мумиями.
Ученый пришел к выводу, что мертвые сидели в позе эмбриона, словно ожидая своего возрождения. Эта новая система верований, вероятно, связана с развитием идей загробной жизни. Мумифицированный предок принимал участие в жизни общины, узаконивая власть своих потомков и обеспечивая благосостояние населения. Наличие "Фальшивых лиц" необходимостью диалога и контакта с умершими оправдывается.