ДОН - река амазонок.
Ezomir.
Вот уже более двадцати веков передается из поколения в поколение чудесная легенда об Амазонках - прекрасных женщинах - воительницах, живших по весьма странным обычаям. До недавних пор считалось, что это просто вымысел, миф, сказка. Но новые археологические открытия на территории России и Украины постепенно превращают эту древнюю сказку в быль. (Разговор с доктором исторических наук профессором Валерием Ивановичем Гуляевым).
* Валерий Иванович, амазонок окружает целый ореол мифов и сказаний. Как, согласно этим преданиям, связаны скифы и Амазонки?
В античном мире существовало множество легенд о том, что где-то в малой Азии в незапамятные времена жило племя женщин, которые не признавали мужчин. Девочки там с детства в спартанском духе воспитывались. Правую грудь им удаляли, прижигали, чтобы не мешала пользоваться оружием (мечом, копьем, натягивать лук. Они были конными воинами, очень воинственными, почти не знали поражений и наводили ужас на своих соседей. Об этом говорит не только Геродот, но и другие источники.
Геродот сообщает, что в какой-то из битв, более близкой к нам исторически (а появляются они, судя по греческим расписным вазам, скульптурам и сообщениям различных авторов, с VII в. до н. э. ), греки победили амазонок и взяли много пленных (это все происходило в малой Азии - там, где находится знаменитая река и город термодонт. Они погрузили их на корабли и с торжеством повезли в Грецию. В дороге началась буря, греки бросились убирать паруса, Амазонки воспользовались этим, освободились, перебили всех греков и дальше оказались во власти волн и течений. Управлять кораблями они не умели, они были сухопутными, всадницами, их понесло до Босфора, через все черное море, и они вошли в азовское море. Их прибило к берегу где-то в устье Дона, где начинались скифские владения. Амазонки поселились по берегам, стали нападать на скифские лагеря, уводить коней, грабить. Для скифов это было неожиданно: "ну, что же это такое! Мы такие могущественные, всех держим в кулаке, а тут вдруг. Стали с ними воевать, как рассказывает Геродот.
После одного сражения, убив какое-то количество амазонок, скифы стали снимать с врага одежду (добыча), и увидели, что это женщины, причем очень красивые. Об этом доложили вождям. Они сказали: "нам такие воинственные женщины нужны. Мы не будем с ними воевать". Отобрали самых молодых и симпатичных воинов и отправили устанавливать связи. Амазонки не отказались вступить в контакт, они же совсем без мужчин не могли, надо же было и род продолжать (обычно мальчиков они делали рабами, а девочек воспитывали в воинском духе. И вот через какое-то время появились пары, которые питали друг к другу теплые чувства. Тогда скифы говорят: "У нас Есть Родня, Есть Имущество". Но Амазонки ответили: "нет, мы привыкли жить вольной жизнью, мы к вашей родне, к вашим женщинам, которые занимаются только домашним очагом, не пойдем. Вы возьмите свою долю добра, и мы уйдем из скифских владений".
Скифские вожди согласились, выделили им долю, и Амазонки ушли за Дон, за пределы скифских владений. Как пишет Геродот, земли на три дня пути на Восток и пятнадцать дней на север заселило племя амазонок и скифских юношей, оно стало называться савроматы. Роль женщин у них была особой. Пока девушка не убьет трех врагов - замуж выходить не может. Они с детства обучались ездить верхом, владеть всеми видами оружия.
* каково происхождение слова "Амазонки"?
Есть две версии. Одни считают, что это от греческого слова "Безгрудая". А другие - "не Вскормленная Грудью". Но самое интересное, что на греческих изображениях они нигде не показаны с одной грудью. Одна грудь обнажена, а другая под одеждой вполне выделяется.
* Валерий Иванович, все-таки что из этого является красивой легендой, а что подтверждают ученые?
Сначала все это считали мифом. Но между волгой и Уралом стали находить савроматские погребения женщин с оружием, предметами культа. Антропологи определили, что это женщины, причем молодые. Они были достаточно вольнолюбивыми и занимали в обществе высокий статус. Они были жрицами, в могилах у них находят алтарики. Часто женский курган - основа всей могильной группы. В них находят предметы культа и оружие. Предполагали даже, что у савроматов был матриархат. Правда, мы точно этого не знаем: скорее всего, правили мужчины, а женщины имели определенный социальный статус и в религии, и в общественной жизни, и в военных делах. Очевидно, это было потому, что мужчины уходили со стадами, в военные походы и т. д., и надо было кого-то оставлять на защиту. Поэтому определенные возрастные группы - молодые женщины, девушки, обученные с детства воинскому делу, - выполняли роль защитников.
* то есть, фактически, речь идет об определенном социальном слое?
Да, я думаю, что "Амазонками" были не все. Это социальная группа среднего и высшего слоя. Украинские коллеги и российские археологи на территории европейской скифии нашли такие же погребения женщин с оружием. Только на Украине их найдено свыше сотни. Поэтому сейчас ученые уже говорят не только о савроматских, но и о скифских Амазонках.
70-80% Женщин были молодые и не такие уж бедные - средние и более высокие социальные группы. Как правило, для обычных скифских женщин не насыпали специального кургана, не было отдельной женской могилы. Они умершего мужчину сопровождали. А здесь женщины - воительницы лежат с оружием в специальном насыпном кургане со всем пышным заупокойным ритуалом.
Они не были декоративными фигурами (как у татаро - монгол - сзади женщины на лошадях пыль поднимают - "нас миллион - ребята, сдавайтесь! ") Женщины иногда имели на скелете рубленые и колотые раны, дважды находили в коленных суставах согнутые бронзовые наконечники стрел (то есть это тяжелая рана. Но, с другой стороны, по украинским материалам не подтвердилось то, что говорил Геродот про савроматов (он про скифов не знал: что воевали только девушки до замужества. Найдена молодая женщина до 30 лет с двумя детьми: младенец и подросток 7-10 лет (вряд ли чужих детей положат. Она при полном вооружении и со следами ранений. Скифские женщины - воительницы были разного возраста. На нижнем Дону, в устье, найдена амазонка за 40 лет. Она была с мечом, копьями, стрелами и т. д. на Украине найдена амазонка лет 45-50. Это исключения. Как правило, основной возраст - 20-25 лет.
Обратите внимание, это скифские курганы. Речь о скифских Амазонках идет. Савроматы до IV в. до н. э. не переходили Дон.
* Валерий Иванович, известно, что как раз благодаря вашим экспедициям были найдены первые захоронения скифских амазонок и в бассейне Дона.
На среднем Дону - по нижнему Дону они были известны, там они помещаются и античными источниками. А здесь прежде не находили. Открыть амазонок и на среднем Дону нам помогло присутствие антрополога.
* можно об этом подробнее?
У нас в экспедиции постоянно работает антрополог Мария Всеволодовна козловская, кандидат биологических наук.
В 195 году мы нашли погребение (дважды ограбленное в древности) - девушка двадцати с небольшим лет. У нее был полный набор вооружения: два дротика, колчан с двадцатью бронзовыми наконечниками стрел; золотые серьги греческого производства, золотые бусы, стеклянные бусы, в том числе с греческими изображениями, и бронзовое зеркало. Сначала я сказал: "вот отчет легко написать: парное погребение, наложница, рабыня или жена вместе с воином - мужчиной. И все". А мне Мария Всеволодовна говорит: "там двух погребений не было. Там была только одна женщина. Причем, судя по зубам, костям, - молодая, 20-25 лет". Я ей говорю: "Знаете, вы в Экспедиции Первый год, а Даете мне Такие Советы". Сколько лет копаем, никто на среднем Дону про амазонок не говорил.
Но когда мы приехали, я пошел к академику Татьяне Ивановне Алексеевой, она покровитель и руководитель всех наших молодых антропологов. Я ей говорю: "что такое маша мне втолковывает? Нет у нас амазонок! "Она Говорит:"хорошо, я консилиум соберу". Собрала несколько мэтров, Мария Всеволодовна все показала, доложила. Они: "Однозначно, Женское Погребение". Я, скрепя сердце, переписал отчет.
А на другой год мы три кургана раскопали. Следующий курган был гигантский - могила свыше 25 метров, с коридором. Сильно ограблена, но там сохранился череп - опять молодая женщина 25 лет. Молодая женщина, а курган - то для нее какой огромный! Алтарь каменный! Ну и - все. Я стал верить в науку антропологию. У нее совершеннейшие методы. В случае если раньше нужен был целый скелет и череп, то сейчас только несколько костей - масса тонких анализов дает возможность определить очень многие вещи: какие были нервные стрессы у человека, какой пищевой рацион, какие нагрузки на отдельные мышцы были и, конечно, пол и возраст.
* много ли всего захоронений амазонок сейчас изучено?
Мы имеем из 40 раскопанных курганов пять "Амазонских" погребений. Они все отличаются такими чертами: как и для мужчины - воина, для них насыпали отдельный курган со всем ритуалом, совершалась тризна. Из произведений искусства там - костяной гребень с изображением гепарда, с дырочкой для подвешивания (то есть, мало того что они были воинами, они были женщинами - следили за собой, расчесывали свои роскошные волосы. И всегда есть какое-то оружие - даже после ограбления встречаем несколько наконечников стрел, копья, дротики. По этим остаткам вещей ясно, что это были не бедные люди, а достаточно зажиточные.
* получается, что захоронения скифских амазонок находили и прежде, но лишь совсем недавно стали понимать, что это Амазонки?
Конечно. Раньше, когда находили оружие и женские вещи, считали, что захоронены мужчина и женщина.
В России теперь скифские древности только на Дону остались. В устье Дона еще в 60-х годах находили погребения так называемых амазонок. Это особенно ценно, потому что все античные авторы, начиная с Геродота, помещают родину амазонок только на Дону и северном берегу азовского моря и называют Дон танаис, "Амазонской Рекой".
То, что скифские женщины не только участвовали в сражениях, но и погребались в полном соответствии с обычаями воинского сословия, подтверждают уже довольно многочисленные женские захоронения с оружием, для которых имеются антропологические определения. Эти захоронения, открытые совсем недавно (в 60-90-х годах XX в. ), дают нам бесспорные доказательства того, что некоторые группы женщин занимали довольно высокое положение в обществе и играли немалую роль в защите родных очагов и имущества в тех случаях, когда их отцы и мужья, братья и сыновья уходили далеко от дома (военные походы, сезонные кочевания со стадами скота.
Видимо, для того, чтобы успешно выполнять эти свои воинские функции, скифские женщины с юных лет проходили специальное обучение и тренировки в умении владеть оружием дальнего боя (лук, стрелы, дротики) и верховой езде. "А женщины у скифов, - пишет Диодор сицилийский, - подобно мужчинам, приучаются к войне и нисколько не уступают им в храбрости …".