Экзистенциальный кризис это. Что такое экзистенциальный кризис, или почему не все любят выходные.
- Экзистенциальный кризис это. Что такое экзистенциальный кризис, или почему не все любят выходные.
- Экзистенциализм. Что такое экзистенциализм и что значит экзистенциальный взгляд на мир
- Видео Экзистенциальный кризис.Как вернуть утраченный смысл жизни?
- Экзистенциальный кризис. Что такое экзистенциальный кризис
- Экзистенциальный кризис это.
- Экзистенциальный вакуум. Понятие "экзистенциального вакуума"
- Экзистенциальный ужас. Три пути из тьмы экзистенциального ужаса
- Экзистенциальный конфликт. Шок бытия в этом мире
Экзистенциальный кризис это. Что такое экзистенциальный кризис, или почему не все любят выходные.
"Экзистенциальный Кризис" - типичная First World Problem: у разумного существа, освобожденного от необходимости постоянно решать самые насущные вопросы выживания, появляется достаточно времени на то, чтобы задуматься о смысле собственной жизни, а зачастую и прийти к неутешительным выводам. Но перед тем, как диагностировать у себя экзистенциальный кризис, стоит узнать побольше о философии экзистенциализма и выросшей из нее экзистенциальной психологии.
Экзистенциализм оказал огромное влияние на культуру ХХ века, но, что примечательно, никогда не существовал в чистом виде как отдельное философское направление. Практически никто из философов, которых мы сейчас относим к экзистенциалистам, не обозначал свою принадлежность этому течению - исключение составляет лишь французский философ и писатель Жан-поль Сартр, однозначно проявивший свою позицию в докладе "Экзистенциализм - это Гуманизм". И тем не менее к экзистенциалистам причисляют Мориса мерло - понти, Альбера Камю, Хосе ортегу - и - гассета, Ролана Барта, карла ясперса, Мартина хайдеггера. В интеллектуальных поисках этих мыслителей было нечто общее - все они уделяли особенное внимание уникальности человеческого бытия. Само название "Экзистенциализм" от латинского слова Existentia - "существование произошло". Впрочем, под "Экзистенцией" философы - экзистенциалисты имеют в виду не просто существование как таковое, а индивидуальное переживание этого существования конкретной личностью.
Это понятие впервые ввел предтеча экзистенциалистов, датский философ XIX века серен кьеркегор, определив его как осознание внутреннего бытия человека в мире. Человек может обрести "Экзистенцию" через осознанный выбор, переходя от "неподлинного", созерцательно - чувственного и ориентированного на внешний мир существования к постижению самого себя и собственной неповторимости.
Но осознать себя как "Экзистенцию" человеку удается далеко не всегда - его слишком отвлекают повседневные заботы, сиюминутные удовольствия и прочие внешние факторы. Как считал один из экзистенциалистов, Карл ясперс, это знание приходит к нему в особой, "Пограничной" ситуации - такой, как угроза его жизни, страдание, борьба, беззащитность перед волей случая, глубокое чувство вины. Например, экзистенциальные поиски Гамлета - "быть или не быть? " - были спровоцированы смертью его отца.
И если в такой критический момент человека начинают терзать вопросы о смысле собственного существования, на которые он не может дать удовлетворительного ответа, у него возникает экзистенциальный кризис. Человек хочет верить в то, что его жизнь имеет ценность, и в то же время, глядя на свое бытие как бы со стороны, он вдруг понимает, что человеческое существование не имеет ни заданного предназначения, ни объективного смысла. Такое открытие может вызвать глубокую депрессию или повлечь за собой радикальные изменения в жизни.
Как подходить к решению этого вопроса - личное дело каждого. Но, как и в случае с когнитивным диссонансом многие люди пытаются справиться с экзистенциальным кризисом самым простым способом - не через поиск своей индивидуальной истины, а через принятие какой-либо готовой концепции, будь то религия, традиция или просто определенная мировоззренческая система.
Но раз мы называем этот кризис "Экзистенциальным", одно из возможных решений проблемы тоже лежит в поле экзистенциализма. А эта философия не дает готовых ответов, подчеркивая, что человек должен в первую очередь ориентироваться на себя и на свой уникальный внутренний опыт. В этом плане с концепцией экзистенциализма в чем-то созвучна знаменитая фраза из "Терминатора" - "нет судьбы, кроме той, что мы творим сами". А если немного перефразировать - нет смысла, кроме того, что мы определяем себе сами. Таким образом, экзистенциализм отдает жизнь каждого человека ему в полное владение, предоставляя максимальную свободу действий. Но оборотная сторона этой свободы - ответственность перед собой и всем остальным миром. Ведь если никакого "Исходного" смысла у жизни нет, ее ценность проявляется именно в том, как человек сам себя осуществляет, в сделанных им выборах и совершенных поступках. Он сам должен ставить себе индивидуальные задачи, опираясь во многом на интуицию и самопознание, и сам будет оценивать, насколько хорошо удалось с ними справиться.
Искать истину в самом себе, не опираясь на внешнюю "Систему Координат" и осознавая всю абсурдность бытия, - серьезный вызов, к которому готовы далеко не все, и именно поэтому экзистенциализм часто называют "философией отчаяния". И все-таки такой подход позволяет в некотором роде взглянуть на жизнь более творчески. В этом помогает экзистенциальное направление в психологии, помогающее человеку осознать свою жизнь и взять за нее ответственность. Самый интересный сторонник этого направления - австрийский психотерапевт, психиатр и невролог Виктор франкл, на протяжении трех лет бывший узником фашистского концлагеря и все же сумевший преодолеть муки душевной опустошенности и безнадежного существования. В своих работах он говорит об "Экзистенциальном Вакууме", своего рода болезни ХХ века, эпохи перемен и разрушений, когда люди почувствовали себя оторванными от традиционных ценностей и теряющими опору. Франкл основал новый метод психотерапии - логотерапию, ориентированную на то, чтобы помочь человеку обрести смысл жизни. Три главных пути к этому, считал психолог - творчество, переживание жизненных ценностей и осознанное принятие определенного отношения к обстоятельствам, которые мы не можем изменить.
Франкл рассказывает и о частном проявлении экзистенциального кризиса - "Воскресном Неврозе". Это подавленное состояние и ощущение пустоты, которое люди часто испытывают в конце трудовой недели - как только они перестают занимать себя срочными делами, они начинают чувствовать опустошенность из-за отсутствия смысла в их жизни. Возможно, именно это печальное явление во многом поддерживает доходы баров в пятничные вечера. Источник: "T.
Экзистенциализм. Что такое экзистенциализм и что значит экзистенциальный взгляд на мир
Философское течение, именуемое экзистенциализмом, начало свое формирование в 30-х годах прошлого столетия. Основоположником считается датский писатель Сёрен Кьеркегор. Во многом его идеи были созвучны кантовским, но расходились в основном: Кьеркегор не считал самодостаточными этические нормы. Человек, по его мнению, должен стремиться к Богу и нести ответственность за каждый свой поступок.
Будучи религиозным философом, С. Кьеркегор не считает принятие веры лишь данью традиции, но свободным осознанным выбором , до которого необходимо дорасти, проходя определенные стадии. Рациональное знание философ считал менее важным, чем отношение личности к своему бытию.
Понятия экзистенциализма
Экзистенциальная философия пристально рассматривает человеческое существо, но не как одного из массы себе подобных. Каждая личность является духовной, наделенной разумом. Попадая в конкретные ситуации, человек должен выходить из них более опытным. Его состояние является ничем иным, как результатом самостоятельных решений .
- Экзистенция - одно из главных понятий экзистенциализма, имеющее довольно много объяснений. Традиционно это слово обозначало существование (не только человека, но всего вокруг, в том числе предметов). Сегодня термин получил новое значение, это конкретное бытие. Не размытое общее понятие, а существование определенного уникального индивида. Экзистенция - это противопоставление вещам, которые просто существуют, человек же постоянно изменяется.
- Свобода - важная составляющая концепции личности в экзистенциальном смысле. Человек является не замкнутой, а открытой системой, перед которой постоянно открываются новые варианты. Именно свобода и делает личность такой, какая она есть. Человек экзистенциальный - это воплощение свободы, но не в смысле вседозволенности. Он несет полную ответственность за принятые решения.
- Страх - главный экзистенциальный стимул. Поскольку само по себе существование определить в рамках этого течения невозможно, страх является тем, что лежит в его основе. В своей глубине - это страх перед завершением жизни. Жан-Поль Сартр считал, что ничтожность человека служит причиной страхов.
Философы экзистенциалисты
А. Камю - нобелевский лауреат , который вовсе не считал свои взгляды экзистенциальными. Однако в его творчестве отчетливо видно влияние Ясперса и других приверженцев этой философии. Правда, Камю был чужд религиозности, хотя не считал себя безбожником. Его только не устраивал побег от реальности в надежде на лучшую жизнь "там". Не пытаясь бороться с абсурдом окружающего мира, он предлагал принять его как данность. Борьбу за лучшее он воплощал в творчестве, и хотя не отрицал бунтов, был против их крайних проявлений.
Н. Аббаньяно - автор "позитивного" экзистенциального взгляда. Полностью принимая свободу, он считал, что всегда можно найти вариант, который будет "здоровым". Типичные упреки в адрес этого течения он превратил в положительные стороны, при помощи которых проще познать рациональный мир. Главные условия человеческого бытия - свобода и неопределенность.
К. Ясперс - создал ясные формулировки для данного философского течения. Познание он воспринимал не как пассивное наблюдение, а непрерывный процесс, центром которого является сама личность. Отвлеченные понятия в его формулировках стали весьма патетичными. Новый взгляд на философию превратил страдания и смерть в ее неделимую часть.
М. Хайдеггер - его человек - герой трагической истории. Настоящая жизнь становится антиподом банальности, попытки уйти от мыслей о конечности бытия. В этом экзистенциальном мире нет места компромиссам, обманам, иллюзиям. Его свобода идет во всем до конца - до самой смерти.
Г. Марсель - первый представитель экзистенциального философского течения родом из Франции. Был очень религиозным католиком, гуманистом. Помимо работы литературным критиком, сочинял музыку. В философии отделял понятия бытия и владения чем-либо. Особую роль отводил человеческому телу, считая его не только предметом обладания, но и неотъемлемой частью бытия. Душу же он видел идеальным видом существования.
Ж. П. Сартр - придерживался атеистических взглядов. Создал собственную концепцию свободы. Видел ее как неотъемлемую часть человеческого бытия. Сартр отрицал бездействие, его Личность постоянно созидает себя. Сам по себе окружающий мир не имеет ценности, только осознанность и выбор делают его "бытием".
Экзистенциализм глазами обывателей
На просторах интернета много как доморощенных, так и дипломированных философов. Интересно ознакомиться с их мнениями:
- Экзистенциализм - философское понятие, простыми словами объяснить его не так просто. Это такое личное ощущение человека, когда он как бы смотрит и оценивает себя со стороны. Понимая временность собственного существования, он все же не жалеет о своем пребывании на этой земле. Ощущения эти могут быть временными, некоторые люди способны испытать их только перед лицом смертельной угрозы либо непосредственно перед смертью.
- Экзистенциальность - это, если простыми словами, когда человек не взваливает ответственность за свои поступки на природу, обстоятельства или другие факторы. Каждый выбор является актом свободной воли, именно свободна и ответственность становились предметом рассмотрения философии.
Основные уроки
Экзистенциализм после своего появления вызывал много критический замечаний , учение казалось бесперспективным. Время показало, что это не совсем так. Люди не потеряли интереса к вопросам свободы, самоопределения. Нахождение человека в "пограничных" ситуациях все еще вызывает интерес философов и обычных людей.
Не являясь какой-то раз и навсегда определенной концепцией, экзистенциализм признает человека творцом собственной судьбы, ставит его в центр собственного мира. Беда только в том, что не каждый может и хочет принять на себя ответственность за подобное положение вещей.
Видео Экзистенциальный кризис.Как вернуть утраченный смысл жизни?
Экзистенциальный кризис. Что такое экзистенциальный кризис
Экзистенциальный кризис – тревожное состояние личности, сопровождающееся размышлениями о смысле жизни (отдельной личности и в широком плане всего человечества), месте человека во вселенной. Личность мучают вопросы «кто я?» и «зачем я живу?», «чего хочу?», «в чем мое предназначение?».
Экзистенциальный кризис опирается на высшие потребности человека, духовный уровень. Это признак развития личности . С кризисом идентичности и смысла жизни (экзистенциальным) сталкиваются юноши и люди среднего возраста . В первом случае человек впервые знакомится с собой и ищет место в мире, во втором происходит переоценка ценностей , переосмысление жизни и новое знакомство с собой. В обоих случаях возникает кризис смысла и сути жизни (с латинского existentia означает «существование»).
Экзистенциальный кризис – форма личностного кризиса, потому он не обязательно обусловлен возрастом. Поиск ответа на вопрос о смысле жизни задается развитием личности. Но если мысль о сути бытия хотя бы один раз настигает каждого человека, то не для каждой личности это превращается в кризис. Какие факторы влияют на это?
Экзистенциальный кризис это.
По сути, это особенность внутреннего мира, которую не стоит считать болезнью или обширной патологией организма. Индивид не просто познает себя, он пытается найти в социуме собственное место, определить функции и значимость человеческого бытия. В сознании происходит радикальное переосмысленные моральных, материальных ценностей, предшествует таким грандиозным переменам сильный провоцирующий фактор. Это может быть один из возрастных кризисов либо следствие разочарования в людях, жизни, повседневности. Возникает ощущение опустошенности, с ним предстоит бороться.
Причины возникновения
Экзистенциальные проблемы могут возникнуть в любом возрасте, просто для каждого периода появляются новые темы для переосмысления, самопознания, саморазвития. В таком состоянии пациенту требуется оказать психологическую помощь, но для начала определить причину внутреннего конфликта, сомнений. Неожиданную переоценку ценностей могут спровоцировать такие причины социального и психологического характера:
- нервные потрясения;
- индивидуальные переживания;
- социальная изоляция;
- потеря, смерть близкого человека;
- осознание отсутствия личностного развития;
- нагнетание личностных кризисов;
- усугубление фобий.
Последствия
Экзистенциальная тревога воспринимается учеными двойственно. С одной стороны, ее последствия могут оказаться самыми неблагоприятными для становления личности, например, человек впадает в глубокую депрессию и ощущает полное одиночество, собственную никчемность. Им движет внутренний страх, эмоции, которые только подводят к «краю пропасти». Другие негативные последствия могут быть следующими:
- развитие неврозов;
- психические отклонения;
- мысли о суициде, самоубийство;
- осознание внутреннего дисбаланса;
- глубокая депрессия;
- склонность к одиночеству, отшельничество;
- крайние состояния отчаяния.
В современной экзистенциальной психотерапии имеются и положительные последствия такого кризиса, которые помогают некогда отчаявшемуся человеку раскрыть глаза на происходящее и начать новую жизнь. Взгляды на быт и окружение радикально меняются, а внешнее безразличие приводит к стойкому внутреннему противостоянию. Возникает ощущение целостности и самодостаточности, и индивид выходит на новый уровень системы ценностей – материальных и моральных. Вот какие последствия кризиса экзистенциального ценны для человека:
- постановка новых целей;
- верная расстановка жизненных приоритетов;
- раскрытие новых потенциалов личности, уникальных возможностей собственного сознания;
- появление плодов духовных ценностей;
- переживание духовного перерождения;
- переоценка жизненного подхода;
- решение социальных проблем.
Экзистенциальный вакуум. Понятие "экзистенциального вакуума"
Отсутствие смысла порождает у человека состояние, которое Франкл называет экзистенциальным вакуумом. Экзистенциальный вакуум - явление широко распространенное в наши дни. Это вполне понятно и может быть объяснено той двойной потерей, которой подвергся человек с тех пор, как стал действительно человеком. В начале человеческой истории человек потерял некоторые из основных животных инстинктов, которые определяли поведение животного и посредством которого оно охранялось. Такая защита, подобно раю, закрыта для человека навсегда; человек должен совершать выбор. Вдобавок к этому при последующем развитии человек претерпел вторую потерю: традиции, которые служили опорой его поведения, сейчас быстро разрушаются. Никакой инстинкт не говорит ему, что он вынужден делать, никакая традиция не подсказывает ему, что он должен делать, вскоре он уже не знает, что он хочет делать. Все больше и больше от начинает руководствоваться тем, что заставляют его делать другие, все в большей степени становясь жертвой конформизма.
Экзистенциальный ужас. Три пути из тьмы экзистенциального ужаса
От автора: Продолжение статьи о поиске смысла жизни и экзистенциальном кризисе. Где искать смысл жизни и можно ли найти в принципе? Что такое экзистенциальный ужас, и как его пережить? Об этом и многом другом читайте в статье.
С чего начинается экзистенциальный кризис? Человек хочет верить в то, что его жизнь имеет ценность, и в то же время, глядя на свое бытие как бы со стороны, он вдруг понимает, что человеческое существование не имеет ни заданного предназначения, ни объективного смысла (прямо как герой стихотворения из предыдущего поста). Это ощущение несовпадения (человеческое восприятие нуждается в поиске смысла, но объективная реальность его в себе не содержит) создает ощущение дикой фрустрации, которому дано название «экзистенциальный ужас» или «экзистенциальная тревога». Люди в состоянии экзистенциальной тревоги идут тремя путями. Первый – игнорировать это состояние и пытаться отвлечься. Погрузиться в работу, уйти в запой, уехать путешествовать и т.д. (что и показано на картинке к посту). Второй – найти «полуфабрикат», т.е. принять как смысл жизни готовую концепцию, религиозную, политическую или любую другую (вы наверняка наблюдали такое, правда?). Третий - полностью осознать факт бессмысленности жизни самой по себе и начать создавать собственный смысл. Почему я выбрала слово «создавать»? Потому что в концепции экзистенциализма смысл жизни существует только для каждого отдельного человека, а человек со временем меняется, поэтому смысл тоже не может быть постоянным. Выражение «найти смысл жизни» создает впечатление какого-то неизменного объекта, который где-то существует. По-моему, это ошибочное представление. |
Экзистенциальный конфликт. Шок бытия в этом мире
Экзистенциальный кризис может проявляться во многих формах, но его фундаментальный аспект – глубокие сомнения и ощущение выбитости из колеи касательно себя, самой своей сути и своей значимости в мире.
“Экзистенциальный кризис часто относителен по природе, то есть, отношение людей ко всему и всем вокруг них ставится под сомнение,” - говорит Джейсон Уинклер (Jason Winkler) , психотерапевт из Торонто, специализирующийся в этой области. - “Бытие-в-мире тщательно рассматривается в экзистенциальном кризисе, и часто на возникающие вопросы нет ответов. Обычно человек чувствует себя полностью потерявшим связи, экзистенциально одиноким и запутавшимся – даже несмотря на множество любящих друзей и семью, успешную карьеру и профессиональную репутацию, материальный достаток и религиозную /духовную веру.”
Уинклер говорит, что экзистенциальный кризис всеобъемлющ и может проникнуть в каждый аспект жизни. Он проявляется очень по-разному, включая потерю смысла, ощущение глубокой разобщенности с близкими людьми, отчаяние и ужас перед бытием (например, много размышлений “какой-в-этом-смысл?”), и поглощённость тревогами о глобальных жизненных вопросах, например: почему я здесь? Значу ли я хоть что-то? Каково мое место во Вселенной?
Психотерапевт Кэтрин Кинг ( Katharine King ), тоже из Торонто, считает, что экзистенциальная тревога по-разному проявляется в людях, в зависимости от их социального положения.
“Например, как стареющие, так и часто встречающиеся со смертью люди (например, в семейной линии или по работе), могут испытывать повышенную экзистенциальную тревогу по отношению к смерти, так называемый ‘страх смерти’,” - поведала она в интервью io 9. Некоторые клиенты Кинг переживают болезненную поглощенность страхом смерти.
“Эти клиенты борются с сильно пугающими их вопросами, которые многие из нас умудряются вытеснять из ежедневных мыслей,” - рассказывает Кинг. - “В терапии они могут задаваться такими вопросами, как: зачем полно проживать свою жизнь, если мы все равно умрем? Что останется от меня в мире, когда я умру? Будут ли меня помнить? Как именно?”
Для этих клиентов страх смерти может переживаться как сильнейший ужас, переполняющий их после стресса или утраты. Это не просто факт существования, мелькающий на заднем плане их сознания. Это давящее бремя.
Но, как отмечает Кинг, страх смерти может неожиданно возникнуть в связи и с другими потерями. Некоторые люди, подверженные страху перед смертью, могут оказываться перед дилеммами, касающимися любых привязанностей и утрат. Они могут задаваться вопросом, зачем осмеливаться любить, если всегда есть риск окончания отношений. Кроме того, серьезные жизненные изменения могут вызвать ужас у людей, склонных к этому типу страха.