31.08.2020 в 20:28

Сентябрь начинается с полнолуния, которое помешает наблюдать метеорный поток ауригиды. Но к середине месяца наступит лучшее время для охоты за осенними объектами глубокого космоса - в первую очередь, это галактика туманность Андромеды (М 31. А в в конце сентября обладатели телескопов могут попробовать увидеть комету 88P/Хауэлл в максимуме блеска.

Сентябрь начинается с полнолуния - к сожалению, оно помешает наблюдать метеорный поток ауригиды. Международная метеорная организация советует не расстраиваться: в этом году ожидается очень низкая активность этого потока. Впрочем, это не значит, что в первый месяц осени на небе нет заслуживающих внимания объектов: подождите всего неделю, и когда луна будет убывать, отправляйтесь на охоту за объектами глубокого космоса - в первую очередь, за туманностью Андромеды.

Что наблюдать на небе в сентябре: туманность Андромеды, противостояние Нептуна и комета Хауэлл. 01
Наступает лучшее время для наблюдения единственной видимой невооруженным глазом в наших широтах галактики. Как только стемнеет, найдите на северо-восточной части горизонта так называемый "Квадрат Пегаса" - который, впрочем, в это время скорее ромб. Левый угол этого ромба, звезда альферац, будет отправной точкой для поиска галактики Андромеды. Двигаясь восточнее от него, вы увидите сначала менее яркую дельту Андромеды, а затем - вторую по яркости в этом созвездии звезду мирах. Она и укажет на М 31, невооруженным глазом та выглядит как туманное пятнышко. Вооружившись биноклем, вы увидите галактику более отчетливо, а в телескоп можно будет разглядеть и ее спутники - компактные эллиптические галактики М 32 и М 110. Еще один способ найти туманность Андромеды - воспользоваться в качестве указателя звездой шедар в созвездии кассиопеи.

Что наблюдать на небе в сентябре: туманность Андромеды, противостояние Нептуна и комета Хауэлл. 02
Эту галактику в сентябре можно будет наблюдать всю ночь. Стоит также обратить внимание еще на одну соседку млечного пути по местной группе галактик - М 33, или галактику треугольника. Ее диск все поле зрения небольшого телескопа займет! Также в начале ночи все еще можно наблюдать "Летние" объекты глубокого космоса - планетарные туманности в созвездиях лиры и лисички, шаровое звездное скопление М 13 в созвездии геркулеса - а перед рассветом увидеть знаменитую крабовидную туманность в тельце.
Нептун и марс в лучшей форме.
Красную планету легко обнаружить над восточным горизонтом через пару часов после захода солнца - ее оранжево - красный цвет сложно с чем-то перепутать. Видимый диаметр марса в сентябре увеличится с 19 до 22 угловых секунд. Марс все ближе к противостоянию - оно произойдет 13 октября - а это значит, что его блеск растет.
11 сентября наступит противостояние самой далекой планеты солнечной системы - Нептуна. Он взойдет вместе с заходом солнца и зайдет за горизонт с его восходом. Ищите его в созвездии водолея. Чтобы разглядеть планету, потребуются ясное небо, телескоп с диаметром объектива от 200 миллиметров и поисковые карты. Отличить Нептун от звезды будет непросто - его видимый диаметр всего 2, 4 секунды дуги - однако при достаточно большом увеличении это возможно. Также интересно в течение нескольких ночей следить за перемещением планеты на фоне звезд, делая ее снимки.
Большую часть ночи невысоко над горизонтом на юге можно наблюдать Юпитер и Сатурн - газовые гиганты продолжают демонстрировать в телескоп свои спутники. На Юпитере можно разглядеть детали в атмосфере - полосы и большое красное пятно, у Сатурна видны кольца. Перед восходом солнца можно полюбоваться яркой Венерой над восточным горизонтом - в телескоп она будет видна как яркий овал без деталей.
Комета Хауэлл в перигелии.
26 сентября пройдет перигелий - ближайшую от солнца точку орбиты - комета 88P/Howell (Хауэлл), период обращения которой составляет чуть более пяти лет. Ее открыла 29 августа 1981 года астроном Эллен Хауэлл на фотопластинке, полученной в паломарской обсерватории на 46-сантиметровом телескопе системы Шмидта. Тогда комета была в созвездии кита и имела яркость около 15-й звездной величины.
В этом появлении максимальный блеск кометы Хауэлл ожидается на уровне 9-й/10-й звездной величины. Это значит, что она будет доступна для наблюдений при помощи любительских телескопов. Искать комету нужно по вечерам в сумерках на Западе невысоко над горизонтом, в созвездии весов. В этом же направлении можно увидеть и долгопериодическую комету C/2020 F3 (Neowise) - ее блеск сейчас около 9-й звездной величины. Найти ее помогут поисковые карты. Кстати, совсем недавно телескоп "Хаббл" рассмотрел кому этой кометы, а польские астрономы при помощи наземных телескопов определили период вращения ее ядра.

Что наблюдать на небе в сентябре: туманность Андромеды, противостояние Нептуна и комета Хауэлл. 03