Черная дыра "Покачивание" материи в своих окрестностях вызывает.

25.07.2016 в 18:52

( Астрономия@Science_Newworld).

Черная дыра "Покачивание" материи в своих окрестностях вызывает.

Европейская орбитальная космическая рентгеновская обсерватория XMM - Newton подтвердила существование "Гравитационного Вихря" вокруг черной дыры
Черная дыра Покачивание материи в своих окрестностях вызывает.. Это открытие, дополненное результатами наблюдений при помощи космического телескопа наса Nuclear Spectroscopic Telescope Array (Nustar), разрешает загадку, стоявшую перед астрономами на протяжении более чем 30 лет, и позволит описывать поведение материи в непосредственной близости от черной дыры. Кроме того, эта работа может открыть возможность дальнейших проверок универсальности общей теории относительности (ото) Альберта Эйнштейна.
В 1980-е гг. было обнаружено, что рентгеновские лучи, идущие со стороны черных дыр звездных масс, расположенных в нашей галактике, демонстрируют эффект "Мерцания". Это явление получило название квазипериодических осцилляций (Quasi Periodic Oscillation, QPO. В 1990-е гг. астрономы предположили связь между QPO и гравитационным эффектом, предсказываемым в рамках ото Эйнштейна и состоящим в том, что вокруг вращающегося объекта создается своего рода "Гравитационный Вихрь", вызывающий прецессию оси орбит объектов, движущихся вокруг массивного вращающегося объекта. Но как доказать эту связь?
В новом исследовании команда ученых во главе с Адамом инграмом из амстердамского университета, Нидерланды, предложила оригинальный метод доказательства существования такой зависимости. Суть метода кратко состоит в следующем. Известно, что рентгеновское излучение в окрестностях черной дыры рассеивается различными атомами, в том числе атомами железа, что находит отражение в спектрах излучения, идущего со стороны черной дыры, в которых появляются четкие эмиссионные спектральные линии, соответствующие атомам различных элементов периодической таблицы. Кроме того, известно, что для материи вращающегося аккреционного диска вокруг черной дыры наблюдается эффект Допплера, состоящий в том, что эмиссионные линии атомов диска, удаляющихся от наблюдателя, смещаются в длинноволновую часть спектра, а приближающихся к наблюдателю - в коротковолновую. Суть предложенного командой инграма метода состоит в том, что прецессия оси внутренней части аккреционного диска черной дыры вызывает преимущественное освещение рентгеновскими лучами попеременно то одной, то другой стороны аккреционного диска, в которых материя соответственно приближается к нам или удаляется от нас. Поэтому в случае наличия доказываемой связи должно наблюдаться смещение спектральных линий железа попеременно то в одну, то в другую сторону, указывают ученые. Наблюдения, проведенные при помощи рентгеновских обсерваторий наса и ека позволили авторам статьи подтвердить свою гипотезу и, таким образом, доказать связь между QPO и гравитационным эффектом, предсказываемым в рамках ото Эйнштейна.