Главная
» Статьи
» Боги Египта.
Образ бога солнца - пламенного Ра - связывает все эпохи существования египетской религии, все её богословские школы.
Боги Египта. Образ бога солнца - пламенного Ра - связывает все эпохи существования египетской религии, все её богословские школы.
12.08.2017 в 02:54
Особо почитали этого бога в городе гелиополе (в переводе с греческого - "Город Солнца"; в египтологии сложилась традиция называть египетские города, богов и т. д. на греческий манер, хотя учёным известны и древнеегипетские названия. Почитание солнца в тех или иных формах было свойственно всем египтянам, и Ра со временем стал общенациональным богом.
Солнечный бог на небесной корове.
Являлся ли бог Ра для египтян единственным богом, по отношению к которому другие божества были лишь различными его проявлениями? Основания для такого утверждения есть; может быть, и фараон - реформатор эхнатон, который попытался ввести культ единого бога Атона (солнечный диск), стремился найти лишь наиболее чистые формы для выражения сокровенной сути египетского богословия.
Египтологи определяют эту суть как единобожие, выраженное в формах многобожия. Особенно заметно это при рассмотрении эпохи нового царства. В XIV в. до п. э. фараон аменхотеп IV (эхнатон) сделал попытку отменить формальные теологические сложности, введя единственный божественный символ - солнечный диск, предельна простой и ясный. По времени эта реформа примерно совпадает с введением монотеизма (веры в единого бога) среди иудеев. Это мог быть своеобразный знак времени, откровения высших истин, явленные разным пародам.
Приняв имя эхнатон (угодный Атону), фараон - реформатор основал новую столицу Египта ахетатон, собрав на ее строительство лучших мастеров. Искусство того времени, вдохновляемое новыми идеями, достигло небывалых прежде высот - достаточно вспомнить скульптурные портреты Нефертити, жены эхнатона (есть предположение, что именно она была вдохновительницей реформ. Однако религиозные преобразования задели интересы слишком многих людей, прежде всего жрецов, и вскоре после смерти эхнатона Египет вернулся к прежним правилам богопочитания.
Формально египетская религия была, конечно, политеизмом, что означает "Многобожие". Каждый из десятков египетских номов (княжеств) чтил своего местного бога.
Амон, Ра, птах, хонсу, бес анубис, сехмет, бастет, хатхор.
Среди богов, в которых верили египтяне, не так уж много антропоморфных (человекоподобных) персонажей: бог - творец птах, бог Амон вместе с супругой мут и сыном хопсу, исида и осирис (о них будет рассказано подробнее), покровительница любви и веселья хатор. Чаще всего египтяне изображали богов с телом человека и головой животного. Так, супруга птаха - воинственная сехмет - имела голову львицы; бог мудрости тот - голову птицы ибис; гор - соколиную голову; себек - крокодилью; хнум - баранью. Сам великий бог Ра представал то старцем атумом, то мумией, то скарабеем хепри, а своего главного врага, змея апога, Ра побеждает, преобразившись в симпатичного огненно-рыжего кота.
Эту картину ещё более разнообразит то обстоятельство, что боги Египта имели своих священных животных. Такую форму религии учёные называют зоолатрией (в переводе с греческого - "Поклонение Животным". Впрочем, вряд ли можно утверждать, что египтяне обожествляли животных, - скорее, звериный облик (очень изысканный и облагороженный) ассоциировался у них с конкретными качествами того или иного божества, служил вместилищем определённых сил божественной души.
Но и живые носители этого облика - коровы, кошки, бараны, быки, ибисы, павианы, змеи, рыбы и т. д. - чтились весьма высоко; некоторые из них стали общенациональными символами. Убийца кошки - священного животного богини бастет - мог быть приговорён к смерти. Некоторых животных, специально отбиравшихся и живших при храмах, после смерти мумифицировали, как фараонов. Целая усыпальница мумифицированных быков аписов была обнаружена в XIX в. в районе Мемфиса (Алис был посвящён Ра и некоторым другим богам. В музеях можно увидеть и мумии кошек, маленькие тельца которых завёрнуты любовно, как младенцы.
До 1822 г., когда французский учёный Франсуа шампольон нашел ключ к расшифровке египетских иероглифов, господствовало представление, что египтяне были примитивными фетишистами, т. е. поклонялись зверям, камням, светилам. Теперь известно, что это не так. Звериные, растительные, астральные символы выражали для египтян различные аспекты божественных сущностей. А систематизировать фантастически многоликий мир египетских богов помогают теогонии и космогонии - мифы о происхождении богов и мира.
Анубис над мумией.
Храмы.
Идеи о становлении мира отражались в религиозном искусстве и храмовой архитектуре. В эпоху древнего царства выработалась форма обелиска как солнечного символа (гигантский обелиск составлял главную часть древнейшего известного нам солнечного храма Египта. А вершина обелиска представляет собой пирамиду - сакральную (священную) форму, запечатленную в одном из чудес света - гигантских пирамидах фараонов Хеопса, хефрена и микерина, такая гробница в форме изначальной горы, "Святыни Бенбен", должна была помочь фараону воскреснуть в вечности - родиться, подобно богу - младенцу нефертуму, в цветке мистического лотоса, который, согласно некоторым космогоническим учениям Египта, распустился на заре творения на вершине первичной горы. Обелиск не исчезает из египетского храмового зодчества и позднее, в эпоху нового царства, когда формируется солнечный культ Амона -Ра (Амон первоначально был богом города Фивы, который в новом царстве стал столицей Египта.
Карнакский храм. Фараон.
Галерея.
Обелиски стали помещать у входа в храм, архитектурное пространство которого развивается не вверх (как, например, в большинстве христианских или индуистских храмов), а в глубину: система открытых дворов с алтарями ведёт в святая святых - помещение, погружённое в таинственный полумрак (лишь во времена эхнатона всё богослужение проходило под открытым небом, под лучами солнца. Внутренние помещения храмов разделены колоннами, которые увенчаны капителями в виде лотоса или пучков папируса. Таковы знаменитые храмовые комплексы луксор и карнак.
Примерно со времён создания единого Египта, с первой династии древнего царства, начали обожествлять и самого фараона - носителя древней идеи священного царя - жреца, "Сына Солнца". Известен случай обожествления и простого египтянина" - мудреца, строителя пирамид и целителя имхотепа (греки отождествляли его с богом асклепием. Ezomir.