Астрономы нашли идеально рассогласованную планетную систему.

22.02.2021 в 20:28

Астрономы нашли необычную экзопланетную систему K2-290, в которой звезда и две ее планеты вращаются в разные стороны. Предполагается, что это произошло из-за того, что в прошлом одна из звезд - компаньонов основного светила повернула протопланетный диск.

Астрономы нашли идеально рассогласованную планетную систему.
Cчитается, что звезда и ее протопланетный диск изначально выровнены, а экватор светила параллелен плоскости диска, как это наблюдается в случае солнечной системы. Это следует из теории о том, что звезды и их планеты образуются в результате гравитационного коллапса молекулярного облака. Внимание! Только в том случае, если же наблюдения за экзопланетными системами демонстрируют различия в характеристиках вращения звезды и планеты, то это может быть следствием гравитационных возмущений со стороны других тел (другой планеты или звезды - компаньона) или турбулентных процессов во время образования системы.
Группа астрономов во главе с Марией хьорт (Maria Hjorth) и Саймоном Альбрехтом (Simon Albrecht) из центра звездной астрофизики орхусского университета опубликовала результаты анализа наблюдений за необычной экзопланетной системой K2-290, проведенных при помощи наземных телескопов "Субару", TNG (Telescopio Nazionale Galileo), VLT (Very Large Telescope) и космического телескопа "Кеплер".
К 2-290 состоит из трех звезд. K2-290A Является звездой F - типа с массой 1, 19 массы солнца, K2-290B представляет собой красный карлик, удаленный от первичной звезды на 113 астрономических единиц. Третья звезда (K2-290C) также является красным карликом, расположенным на расстоянии 2467 астрономических единиц от K2-290A. Вокруг первичной звезды обращаются две планеты: горячий субнептун (с радиусом 3, 06 радиуса земли и массой 21, 1 массы земли) и теплый Юпитер (с радиусом 11, 3 радиуса земли и массой 246 масс земли. Год на первой планете длится 9, 2 земных дня, а на второй - 48, 4 земных дня.
Ученые выяснили, что ось вращения K2-290A повернута относительно плоскости орбит обеих планет на 124 градуса, таким образом звезда и планеты вращаются в противоположных направлениях. При этом плоскости орбит экзопланет почти совпадают. Уникальность K2-290 заключается в том, что одна из звезд - компаньонов (K2-290 B) может объяснить причину подобного поведения объектов в системе - она могла гравитационно повлиять на протопланетный диск в недавнем прошлом, что и привело к рассогласованию системы.
Астрономы считают, что пример K2-290 показывает, что мы не всегда можем с уверенностью предполагать, что звезды и их протопланетные диски всегда выровнены друг относительно друга. Это может привести к пересмотру наших текущих представлений о ряде других систем с необычными свойствами, в частности тех, которые содержат горячие Юпитеры, или обладают планетами с широкими орбитами. vk. cc/Byimbt.