Алхимия и философский камень.
Поисками легендарного философского камня занимались сотни философов на протяжении целых столетий. Первым человеком, от которого человечество услышало об этом чуде, по легенде был египтянин Гермес трисмегист (Hermes Trismegistus) - "Гермес Триждывеличайший". Поговаривают даже, что египтяне олицетворяли этого человека с тотом - богом - чародеем.
К сожалению, большая часть книг, написанных Гермесом не дошла до наших дней, а погибла при ужасном пожаре в александрийской библиотеке. А те тексты, которые пережили трагические события, сильно исказилась в ходе неграмотного и неумелого перевода.
Принятие христианства в римской империи, естественно тоже не поспособствовало развитию и сохранению языческой литературы. Алхимия была приравнена к ереси и мистике, а люди изучающие эту науку нередко подвергались пыткам и гонениям. В 529 году папа римский вообще запретил чтение древних философских книг.
Следующим знаменитым лицом в алхимии, стал Абу Муса Джабир ибн хайян. Именно он предположил, что в основе каждого металла лежат два принципа - философские ртуть и сера. Первый определяет твердость и металличность элемента, а второй - его горючесть. Теория Джабира заключалась в следующем: в земле конденсируются сухие и влажные испарения. Первые дают серу, вторые, соответственно - ртуть. Таким образом, соединяясь в разных пропорциях, испарения образуют семь известных металлов - благородное золото, затем серебро, ртуть, свинец, медь, олово и в последнюю очередь - железо. Чистота и благоприятные соотношения серы и ртути, определяют качество полученного элемента. Соответственно Джабира предполагал, что можно искусственно создавать условия, в которых будет образовываться золото. Ускорителем создания благоприятного окружения должен был стать особый эликсир плотной субстанции. Позже этот волшебный "Медикамент" получил в Европе название - "философский камень". Европейцы увлекались алхимией, начиная с 10 го века. Однако этот интерес не был постоянным и периодически угасал.
Современный ученые не отрицают того факта, что превращение одного металла в другой, было вполне возможно. Но они твердо уверены, что средневековые алхимики никак не могли получать золото из меди, не смотря на многочисленные истории и легенды.
Теория алхимии загадочна и очень увлекательна. Однако ее познание невозможно без изменения мировоззрения и мышления. К тому же, нельзя забывать, что процесс изучения алхимических символов может затянуться на долгие годы. И еще, самое важное - алхимия - это наука, в которой нужно кропотливо разбираться и дойти до всего самостоятельно. Чужие выводы и догадки здесь неуместны, только самостоятельное изучение и познание позволит разобраться во всех загадках и открыть все ключи.
У алхимиков даже был свод из семи правил, соблюдение которых строго контролировалось. Первое, это - молчание, ибо распространение секретной информации опасно не только для информатора, но и для всего дела в целом. Второе - это тщательный выбор места работы. Секретность - превыше всего. Третье - время проведения процессов. В ходе работы не следовало спешить, но и медлить запрещалось, так как "Медлят Только Проигрывающие". Четвертое, это упомянутое ранее - терпение. Ведь, без усердия невозможно добиться хороших результатов - давно известный факт. Пятое мудрое правило - это постоянно саморазвитие и совершенствование знаний. Незнание и неграмотность приравнивались к смерти. Шестое правило - чистота. Заключительное правило алхимиков заключалось в рекомендации запастись перед деланием средствами и уверенностью. Ведь, без них философ обречен на провал, крах и поражение.
В основе всех теории в алхимии, лежит теория четырех элементов, предложенная Платоном и Аристотелем. Согласно ей, вся вселенная была создана из огня, воды, воздуха и земли, именно они являются первичной материей. Все остальные предположения и теории - это лишь трансформация названий и количества первичных элементов, будь то появление учений о сере, ртути или квинтесенции.
Работа и научные труды каждого алхимика уникальными были. Даже в одном и том же трактате, одного философа можно встретить разные названия одного и того же вещества. Целостной картины всех работ не получено до сих пор, ибо каждый мастер использовал свой собственный материал и работал с уникальными веществами и рецептами.
Однако, тенденция по использованию трех веществ, для создания философского камня, прослеживается во многих работах алхимиков того времени - первовещество, тайный огонь и философская ртуть. Первичная материя, кстати - это не само вещество, а лишь его возможность, в которой сочетаются все качества материи. Первовеществом владеет каждый человек в равной степени, как богач, так и бедняг. Однако невежда расстается с ним и избавляет от него, тогда как для философов, именно первовещество - является наивысшей ценностью и наградой.
Изначально - это мужское вещество, которое соединяясь с женским, становится единым и неповторимым. С точки зрения химии, мужским компонентом является металл, а женским - ртуть.
Именно, философская ртуть, то вещество, которое может связать воедино дух и тело, путем их примирения и соединения противоположностей. Действовать так на первовещество ртуть, может исключительно по средствам тайного огня.
Особый интерес представляет алхимическая символика. Ведь, не смотря на то, что у каждого философа был свой уникальный и индивидуальный метод работы, большинство из них придерживалось общей концепции изображения происходящих процессов и реакций.
И так, первое это тело. Оно, как известно разделено на две половины - добрую (белый цвет) и злую (черный цвет. Очищается тело, соответственно белоснежным лебедем и угольно - черным вороном. Павлин со своими переливающимися перьями - это символ того, что трансформация началась и процесс пошел. Пеликан - это кормление кровью, обозначается красным цветом. Орел победным символом завершения начатого ритуала является. Таким образов основные этапы процесса и делания - это нигредо (Nigredo) - черная стадия, альбедо (Albedo) - белая стадия и завершающая - рубедо (Rubedo) - красная стадия. Ezomir.