Альбер Камю: творчество и свобода.
Я никогда не мог до конца поверить, что дела, заполняющие человеческую жизнь, - это нечто серьезное. В чем состоит действительно "Серьезное", я не знал, но то, что я видел вокруг, казалось мне просто игрой - то забавной, то надоедливой и скучной.
Альбер камю.
Выдающийся французский писатель, эстетик, философ, моралист Альбер Камю (1913-1960) был наряду с Жан-полем Сартром на протяжении нескольких десятков лет "Властителем дум" прогрессивной французской и европейской интеллигенции. Органическое слияние удивительного литературного дарования с философской глубиной позволило Камю создать свой литературно - философский стиль художественного исследования и осмысления современной эпохи, современного человека, его сознания и самосознания, высших человеческих ценностей, смысла жизни, сущности истории, культуры и цивилизации.
Сам Камю не считал себя ни философом, ни тем более экзистенциалистом. Тем не менее работы представителей этого философского направления оказали на творчество Камю большое влияние. Вместе с этим, его приверженность экзистенциалистской проблематике обусловлена и тяжёлым заболеванием (а значит, и постоянным ощущением близости смерти), с которым он жил с детства.
В отличие от "Бунтаря" Сартра и религиозных экзистенциалистов (ясперса) Камю полагал единственным средством борьбы с абсурдом признание его данности. В "Мифе о Сизифе" Камю пишет, что для понимания причин, заставляющих человека совершать бессмысленную работу, нужно представить спускающегося с горы сизифа, находящего удовлетворение в отчётливом осознании тщетности и безрезультатности собственных усилий; по мнению Камю, практически такое отношение к жизни реализуется в перманентном бунте. Многие герои Камю приходят к похожему состоянию души под влиянием обстоятельств (угроза жизни, смерть близких, конфликт с собственной совестью и т. д. ), их дальнейшие судьбы различны.
В 1957 году Камю была присуждена нобелевская премия по литературе "за Огромный Вклад в Литературу, Высветивший Значение Человеческой Совести". В речи по случаю вручения премии, характеризуя свою жизненную позицию, он сказал, что "Слишком Крепко Прикован к Галере Своего Времени, Чтобы не Грести Вместе с Другими, Даже Полагая, что Галера Провоняла Селёдкой, что на ней Многовато Надсмотрщиков и что, Помимо Всего, Взят Неверный Курс".
Альбер камю. "Творчество и Свобода: Статьи, Эссе, Записные Книжки".
Настоящий сборник включает статьи, эссе и записные книжки писателя, наиболее полно отражающие его художественные, философские и эстетические взгляды, помогающие понять его творческую индивидуальность. Это: "Миф о Сизифе", "надежда и абсурд в творчестве Кафки", "творчество и свобода", "шведские речи" и др. Рекомендуется широкому кругу читателей, интересующихся зарубежной литературой.
Из книги:
Все эти жизни, протекающие в разреженном воздухе абсурда, угасли бы, не вдохни в них свою силу какая-нибудь глубокая и постоянная мысль. На сей раз это не что иное, как особое чувство верности. Бывали ясно мыслящие люди, которые выполняли свою задачу посреди самых нелепых войн, и при этом им в голову не приходило, что они вступают в противоречие с самими собой. Потому что для них было важно ни от чего не уклониться. Подобным же образом метафизическое счастье состоит в том, чтобы поддерживать абсурдность мира. Завоевание или игра, бесчисленные любовные увлечения, абсурдный бунт - все это почести, которые человек воздает собственному достоинству в ходе войны, заведомо несущей ему поражение.
Важно только не нарушать правил сражения. Мысли этой может быть достаточно, чтобы напитать дух, ведь на ней держались и держатся целые цивилизации. Войну невозможно отрицать. На войне либо гибнут, либо выживают. Так и с абсурдом: приходится им дышать, признавать его уроки и облекать их в плоть. В этом смысле творчество есть наивысшая радость абсурда. Искусство, и ничего, кроме искусства, - говорит Ницше. -. Искусство дано нам, чтобы мы не умерли от правды".
В опыте, который я пытаюсь описать и на разные лады передать, несомненно одно: очередная мука возникает в тот самый миг, когда кончается предыдущая. Ребяческий поиск забытья, призыв довольствоваться тем, что есть, отныне остаются без отклика. Но постоянное напряжение, поддерживающее человека в его противостоянии миру, упорядоченная горячка, побуждающая его все принимать, повергают его в другую лихорадку. И тогда произведение искусства оказывается единственной в этом мире возможностью утвердить свое сознание и зафиксировать его приключения. Творить - это жить дважды. Тревожный поиск на ощупь, ведущийся Прустом, кропотливое собирание им цветов, рисунков на обоях и тоскливых наваждений не означает ничего другого. И в то же время этот поиск дает ничуть не больше, чем то постоянное и бесценное творчество, какому на протяжении всей их жизни каждодневно предаются актер, завоеватель и все другие люди абсурда. Все они стараются изобразить, повторить и воспроизвести действительность, в которой живут. В конце концов мы всегда облик наших истин принимаем. Человеком, отвернувшимся от вечности, сущее воспринимается как нескончаемая грандиозная пантомима, исполняемая в маске абсурда. Творчество - это великое мимическое представление.