Опасные соседи. ( Астрономия@Science_Newworld).

23.11.2015 в 22:52

80% звезд в млечном пути являются красными карликами. Это маленькие и очень тусклые звезды - глядя на ночное небо, вы не увидите ни одной из них. Но в то же время, красные карлики имеют гигантскую, по сравнению со звездами вроде солнца, продолжительность жизни. Некоторые из них просуществуют триллионы лет. Когда галактики разбегутся и все остальные звезды уже погаснут, некоторые красные карлики еще будут светить.

Опасные соседи.  ( Астрономия@Science_Newworld).
Неудивительно, что вопрос о потенциальной жизнепригодности системы красного карлика является одним из основных в современной астробиологии. Казалось бы, у звезд которые могут существовать так долго неизбежно должна появиться жизнь. Но все упирается в то, что красные карлики весьма нестабильны. Порой их светимость может уменьшаться наполовину (эти периоды могут длиться месяцами и даже годами), а иногда они могут генерировать такие мощные вспышки, что их способны засечь спутники, занимающиеся поиском гамма - всплесков. И вот, в попытке ответить на вопрос о перспективах таких систем группа ученых из университета уорика провела изучение ряда красных карликов. Результат оказался достаточно предсказуемым: большинство карликов слишком нестабильны, и потому не очень благоприятны для существования у них жизни подобной земной.

В качестве примера они экзопланету Kepler привели-438b. Она всего на 12% больше земли и находится в т. н. "Зоне Жизни" - т. е. на таком расстоянии от звезды, что на ее поверхности может существовать вода в жидком виде. Но это в теории. На практике, примерно раз в двести дней красный карлик из этой системы генерирует вспышки, мощность которых эквивалентна сотне миллиардов мегатонн. Это значительно больше, чем самая мощная из зарегистрированных солнечных вспышек. При этом, Kepler-438b вращается намного ближе к звезде, чем земля - на расстоянии всего 0. 16 а. е. а это значит, что эффект от вспышек там будет проявляться куда сильнее, чем если бы планета находилась на земной орбите.

Ключевой вопрос заключается в том, находится ли Kepler-438b и другие подобные ей планеты в приливном захвате по отношении к звезде. Внимание! Только в том случае, если да, то это плохие новости. Тела находящиеся в приливном захвате могут иметь магнитное поле (как то же ганимед), но считается, что оно будет слабее, чем магнитное поле подобное земному. В случае если у экзопланеты не будет магнитного поля, или же оно будет слабым, то мощности подобных вспышек хватит, чтобы со временем полностью сдуть ее атмосферу. А это значит никакой воды и никакой жизни.

Конечно, если у Kepler-438b все же есть мощное магнитное поле, то оно способно нейтрализовать многие из негативных эффектов. Кроме того, у суперземель дополнительным фактором в пользу сохранения атмосферы станет большая гравитация. Но если говорить про небольшие каменные тела, то говоря про их обитаемость пока что тут больше "Против" чем "за". Окончательные точки над i в этом вопросе вероятно расставят телескопы следующего поколения, которые обнаружат или не обнаружат атмосферы у экзопланет в системах красных карликов.