Наука для всех простыми словами

Самый лучший сайт c познавательной информацией.

Культ гор на Алтае.

27.07.2016 в 06:28

Ezomir.

Почитание гор - весьма древнее и распространенное явление. Почитание священных гор в некоторые религии вошло. Мы вспомним хотя бы роль культа гор в религиях древнего мира, например, культ горы Олимпа в Греции, синая - у палестинских евреев, Гималаев - в Индии.


Поклонение священным горам было известно с древних времен и у народов восточной части центральной Азии. Древние тюрки Алтая, по сообщению китайской летописи, поклонялись горе бодын - инли. Можно указать также на почитание знаменитой горы бурхан - халдун, расположенной у истоков р. онона в Монголии, неоднократно.
Упоминаемой в "Сокровенном Сказании" монголов. По преданию, здесь в свое время кочевали предки Чингисхана. Самого Чингисхана гора эта от врагов спасла.


К культу гор следует отнести также обычай, распространенный в Монголии, тибете, у бурят на Алтае, сооружать на вершинах гор, на горных перевалах и проходах кучи камней в честь горы или ее "Хозяина", т. е. горного духа, путем бросания камня каждым.
Прохожим. Такие кучи камней известны под названием "обо". У буддистов "обо" украшаются "хадаками" (продолговатыми шелковыми платками), "дарцаками" (кусками ткани с отпечатанными на них буддийскими молитвами и изображениями воздушного.
Коня и др. , Лентами на высоких жердях и т. д.
У алтайцев каждый проходящий или проезжавший мимо "обо" обязательно бросал камень в общую кучу или вырывал из гривы лошади пучок волос и привязывал его к кустику, деревцу или хворостине, находящейся около "обо", в честь горного духа. При этом охотники в "обо" обычно пулю бросали.


Южные алтайцы еще в первой половине Xviii в. совершали моления на священных горах. В русских исторических документах этого времени говорится, что алтайцы поднимались на гору хайрхан "по Своей Вере Вверх Молиться", - гора находилась на р. Ине, в трех днях езды от колывано - Воскресенского завода. В этих же материалах говорится о почитании священных гор боборгана и кызылдара алтайцами, обитавшими по р. бие.


На Алтае, как и в Хакасии, культ гор сохранился до нашего времени. Об этом имеются неоднократные указания в литературе.
Для северных алтайцев такое указание у Фалька имеется. Последний называет почитаемую гору уленны - сын на пути от аскыза к балыксе и томи "Поклонной Горой". Такие указания встречаются у бунге, радлова, миссионеров Ландышева и Вербицкого.
Г. Н. Потанин писал, что "Священные Горы как Алтайцы, так и Улухемские Урянхайцы Ознаменовывают Устройством на их Вершине"обо" из камней или хвороста, на который навешивается "ялама" (т. е. жертвенные ленточки); подобным горам молятся о зверином улове. Такие поклонные горы по-алтайски называются "Джаик - ту".


В русском Алтае, по сообщению Ядринцева, священными считаются следующие горы:
1 три горы кесьпы или тесьпы на р. бие (им молятся, когда бывает горячка);.
2 гора ова в 15 верстах от улуса елейского;.
3 гора бобырган на р. бие;.
4 гора Абакан в вершинах р. Абакана, по словам туземцев - о шести горбах;.
5 гора алтын - тау со скалами, носящими название сына и снохи;.
6 гора белуха, по-алтайски Учь- сюри;.
7 гора яик - ту, в чуйских белках.


К этому списку священных гор алтайцев, заимствованному у Ядринцева, Г. Н. Потанин добавляет еще "белок ял - менку, или так называемый по-русски семинский белок. Ему приносят жертвы. В призываниях он называется бай - тере".


Однако необходимо заметить, что все эти указания о почитаемых горах сводятся только к краткому упоминанию о существовании священных почитаемых гор, к перечню их названий, но описание самого культа, а тем более его анализ и объяснения в литературе об Алтае не существуют. Даже наиболее обстоятельный исследователь шаманства у алтайцев а. в. Анохин ограничился на этот счет лишь следующим кратким замечанием:
"Каждый род (сеок) у алтайцев имеет ту или другую гору, реку, скалу, озеро, которые почитает как родового покровителя и называет чистым тосем (ару тос. Общее количество родовых Тосей всех сеоков довольно велико, а район их распространяется за пределы Алтая в Монголию (сумер - улан) на р. кемчик (Алаш, сут - кеол) и другие более северные местности р. Енисея (каным. Обычай чествования горных Тосей относится к глубокой древности".