Наука для всех простыми словами

Самый лучший сайт c познавательной информацией.

Крестоносцы первых рыцарских орденов.

01.06.2017 в 18:54

Западноевропейские рыцари обычно побеждали мусульман, не только когда действовали смело и решительно - этими - то качества они славились всегда, - но ещё и организованно, причем именно организованности - то им как раз и не хватало
Крестоносцы первых рыцарских орденов.. Ведь каждый рыцарь - феодал в условиях ведения натурального хозяйства ни от кого не зависел, а в личной доблести мог запросто превосходить любого герцога, а то и самого короля! Прекрасную картину независимости такого вот феодального сеньора, представил сюгер, настоятель сен - Дени в описании "Жизни Людовика VI, Прозываемого Толстым", в котором он рассказывает о том, как этот монарх в 1 году решил наказать некоего Гуго дю пюизе и осадил его замок в босе за то, что он откровенно грабил местное население. Несмотря на большие потери, замок Гуго все-таки был взят, а самого его отправили в изгнание. Вернувшись, Гуго так искреннее раскаивался, что Людовик VI его помиловал. Но тот вновь отстроил донжон и опять принялся за старое, и королю пришлось собираться в поход опять. Донжон сожгли. Но наказанный, а затем вновь помилованный Гуго повторил все то же самое и в третий раз! На этот раз чаша королевского терпения переполнилась: донжон его сожгли до основания, а сам Гуго стал монахом - отшельником и умер во время путешествия в святую землю куда он поехал каяться. И вот только после этого жители босе спокойно вздохнули.
Подобным же своеволием, если не сказать самоуправством, отличались рыцари - феодалы и на полях сражений, которые сплошь и рядом проигрывались потому, что какой-нибудь рыцарь раньше всех прочих бросался грабить вражеский лагерь, или напротив - обращался в бегство, когда надо было всего лишь стойко стоять на месте и сражаться!
Заставить рыцарей повиноваться дисциплине было заветной мечтой многих военачальников, однако сделать этого долгое время никому не удавалось, вплоть до первых крестовых походов на Восток. Именно там, познакомившись с восточной культурой и узнав ее поближе многие военные и религиозные деятели Запада заметили, что тем самым "Камнем" на котором можно построить "здание" рыцарской дисциплины и послушания является сама церковь. А для этого нужно было всего лишь … превратить рыцарей в монахов!
Вот так и возникли первые духовно - рыцарские ордена, объединившие под своими знаменами рыцарей - крестоносцев в их борьбе против мусульман. Причем важно отметить, что такие ордена, созданные крестоносцами в Палестине, также существовали и у тех же мусульман! В конце XI - начале XII века у них были созданы военно - религиозные ордена раххасийа, шухайнийа, халилийа и нубувийа, большинство из ко - торых в 1182 году халиф ан - Насир объединил в общесульманский духовно - рыцарский орден "Футувва". Обряд посвящения в члены "Футувва" включал опоясывание мечом, затем кандидат пил "священную" соленую воду из чаши, надевал специальные шаровары и получал символический удар по плечу рукой или же плоской стороной меча. Практически те же самые обряды совершались и при посвящении рыцари или при вступлении в один из европейских рыцарских орденов!

Крестоносцы первых рыцарских орденов. 01
Впрочем, кто у кого первым позаимствовал идею духовно - рыцарского ордена это ещё вопрос! Ведь задолго до всех этих орденов на землях Африки, в Эфиопии, существовал … орден св. Антония который справедливо считается самым старым рыцарским орденом в мире.
По преданию он был основан негусом - правителем Эфиопии, известным на Западе как "Пресвитер Иоанн", в 370 году после смерти св. Антония в 357 или же 358 году. Тогда многие его последователи ушли в пустыню, приняли правила монашеской жизни св. Василия и основали обитель "с именем и наследием св. Антония". Из текстов того времени мы знаем, что орден был основан 370 году от рождества христова. Хотя считается более вероятным не столь древнее происхождение этого ордена.
Ордена с этим же именем в более позднее время существовали в Италии, Франции и Испании, являясь ответвлениями ордена находящегося в Константинополе, причем эфиопский орден существует до сих пор. Сюзереном ордена сейчас является его гроссмейстер и генерал - капитан его императорское высочество эрмиас сале - селассие хайле - селассие, президент королевского совета Эфиопии. Новых членов принимают крайне редко, а их обеты истинно рыцарские. У ордена - знака есть две степени - большой рыцарский крест и компаньон. Кавалеры ордена имеют право указать в официальном титуловании инициалы ордена Kgca (Knight Grand Cross - рыцарь большого креста) и CA (Companion of the Order of St. Anthony - компаньон ордена святого Антония.

Крестоносцы первых рыцарских орденов. 02
Знак ордена изготовлен в виде золотого эфиопского креста, покрыт синей эмалью, а сверху увенчан императорской короной Эфиопии. Нагрудная звезда - крест ордена, но без короны, который наложен на серебряную восьмиконечную звезду. Лента - перевязь ордена из муарового шелка, с бантом у бедра, черного цвета с синими полосками по краям.

Крестоносцы первых рыцарских орденов. 03
Рыцарям ордена полагались черные с синим мантии с синим трехконечным крестом на груди. У старших рыцарей двойные кресты этого же цвета были. Штаб-квартира ордена находилась на о -ве мерое (в Судане), в резиденции аббатов, однако в Эфиопии повсюду орден имел женские и мужские монастыри. Годовой его доход составлял не менее чем два миллиона золотых. Так что впервые родилась эта идея даже не на Востоке, и не в Европе, а в Эфиопии!

Крестоносцы первых рыцарских орденов. 04
Ну, а если вести речь о самых известных рыцарских орденах, то здесь пальма первенства принадлежит иоаннитам, или госпитальерам. Традиционно его основание связывают с первым крестовым походом, но почва для его создания была подготовлена значительно раньше, буквально сразу же вслед за признанием христианства официальной религией в Риме. Тогда в Иерусалим приехал император Константин, пожелавший найти здесь (и нашедший) тот самый крест, на котором римляне распяли Иисуса Христа. Вслед за этим в городе нашли и множество других святых мест, так или иначе упоминавшихся в евангелии, причем на их месте тут же начали строиться храмы.

Крестоносцы первых рыцарских орденов. 05
Именно так Палестина и стала тем местом, с которым любой христианин связывает свои надежды на получение благодати и спасение души. Но для паломников путь в святую землю был полон опасностей. Пилигримы добирались до Палестины с большим трудом, а если потом он покидать эту святую землю, то мог остаться, приняв монашеские обеты, и творить добро при монастырских больницах. Все это мало изменилось и после 638 года, когда Иерусалим захватили арабы.
Когда в X веке святая земля сделалась центром христианского паломничества, Константине ди пантелеоне - благочестивый купец из итальянской республики амальфи - в 1048 году попросил у египетского султана разрешение построить в Иерусалиме приют для заболевших христиан. Название ему дали иерусалимский госпиталь святого Иоанна, а его эмблемой стал белый крест амальфи с восемью концами. С этих пор братство служителей госпиталя и стали называть обществом иоаннитов, а его членов - госпитальерами (от. Лат. Hospitalis - "Гостеприимный".

Крестоносцы первых рыцарских орденов. 06
Почти 50 лет их жизнь текла вполне мирно - они молились и ухаживали за больными, но тут осада Иерусалима крестоносцами прервала их покой. Согласно легенде, христиане, как и все прочие жители осажденного города должны были помогать армии египетского Калифа его защищать. И вот тогда хитроумные иоанниты придумали бросать на головы рыцарей вместо камней свежий хлеб! За это мусульманские власти обвинили их в измене, но тут случилось чудо: прямо на глазах у судей хлеб этот чудесным образом обратился в камень, и иоаннитов пришлось оправдать! 15 июля 1099 года измученный осадой Иерусалим, наконец - то пал. И вот тогда один из вождей похода герцог Готфрид бульонский щедро наградил иноков, а многие из его рыцарей вступили в их братство, и поклялись защищать паломников во время их путешествий. Статус ордена был утвержден сначала правителем иерусалимского королевства Бодуэном I в 1104 году, а потом, спустя девять лет, и римским папой пасхалием II. И хартия Бодуэна I и булла папы пасхалия II сохранились до сегодняшнего времени и хранятся в национальной библиотеке острова Мальта в Ла- Валлетте.
Что касается своего положения, то орденские рыцари приравнивались к монахам и подчинялись только папе римскому и своему гроссмейстеру (главе ордена), имели собственные земли, церкви и кладбища. Они были освобождены от налогов, и даже епископы не имели права отлучить их от церкви!
Первым великим магистром ордена, избранным госпитальерами в сентябре 1120 года, стал Раймон дюпюи. Именно при нем орден стал называться иерусалимским орденом рыцарей - госпитальеров Св. Иоанна, и тогда же к обычному монашескому одеянию для рыцарей был добавлен черный плащ с белым восьмиконечным крестом на левом плече. В поход рыцари надевали сюрко алого цвета с большим белым полотняным крестом с расширяющимися концами, который нашивался у него на груди. Толковали этот знак так: четыре креста обозначают, мол, христианские добродетели, а восемь углов на нем - это добрые качества христианина. Одновременно белый крест на красном фоне должен был символизировать безупречную рыцарскую честь на кровавом поле войны. Знамя ордена представляло собой прямоугольное красное полотнище с простым белым крестом.
В 1291 году, рыцари ордена перебрались сначала на Кипр, а 20 лет спустя - на остров Родос, где находились вплоть до нападения турок в 1523 году. Ещё через 42 года орден обосновался на острове Мальта из-за чего крест ордена как раз и стали называть "Мальтийским Крестом". Больницы же основанные орденом во многих странах Европы, долгое время являлись подлинными центрами врачебного искусства.
В 1798 году Мальту захватили войска Наполеона, и это обстоятельство положило конец пребыванию ордена на острове и началу рассеяния его членов по всему миру. Павел I приютил рыцарей в России, но после его смерти они вынуждены были уехать в Рим. Сейчас орден называется суверенным военным орденом госпитальеров святого Иоанна иерусалимского, родосского и мальтийского. Интересно отметить, что на полях сражений в Палестине госпитальеры постоянно соперничали с рыцарями ордена тамплиеров, поэтому в походе их обычно ставили в арьергард, а тамплиеров в авангард, разделяя их между собой другими войсками. Автор шпаковский Вячеслав Ezomir.