Астрономы открыли белого карлика, пережившего взрыв сверхновой.

19.08.2017 в 19:28

Астрономы открыли крайне необычный белый карлик в созвездии малой медведицы, который в недавнем прошлом превратился в "Нобелевскую" сверхновую, но каким-то загадочным образом пережил ее взрыв.

"Сверхновые Первого Типа Используются Сегодня в Качестве Стандартизованных Космических"маяков", однако мы до сих пор не знаем, как они возникают и что происходит внутри них во время взрыва
Астрономы открыли белого карлика, пережившего взрыв сверхновой.. Мы открыли белый карлик, которому удалось пережить этот взрыв, что доказывает, что подобные вспышки могут происходить при участии только одной вырожденной звезды ", - пишут Стефан веннес (Stefan Vennes) из института астрономии академии наук Чехии в городе Ондржеёв и его коллеги.

Так называемые сверхновые типа Ia возникают из белых карликов - старых "Выгоревших" звезд небольшой массы, лишенных собственных источников энергии. Они вспыхивают в двойных звездных системах, состоящих из двух белых карликов или белого карлика и красного гиганта. В первом случае сверхновая взрывается при слиянии карликов, а во втором - в результате накопления материи гиганта на поверхности меньшего светила.

Сверхновые первого типа взрываются с примерно одинаковой яркостью из-за физических процессов, управляющих их развитием. Это свойство Сол перлмуттер, Адам рисс и Брайан Шмидт использовали для демонстрации ускоряющегося расширения вселенной, за что они получили нобелевскую премию 2011 года по физике.

В отличие от других типов сверхновых, в результате этого взрыва как минимум одна звезда полностью исчезает, и на ее месте остается горячее и светящееся облако из раскаленной плазмы, множества тяжелых элементов, возникших в ходе взрыва, которое продолжает сиять еще несколько тысяч лет перед тем, как оно полностью остынет и угаснет. Из-за столь высокой скоротечности останки подобных сверхновых являются большой редкостью, и поэтому они привлекают взоры астрономов.

Веннес и его коллеги нашли крайне причудливый след одной из таких "Нобелевских" сверхновых, наблюдая за необычной звездой LP 40-365, движущейся с необычно высокой скоростью по небосводу. Этой скорости, составляющей примерно 500 километров в секунду, в принципе должно хватить для того, чтобы преодолеть силу притяжения галактики и покинуть ее пределы.

Эта звезда, на первый взгляд, является обычным белым светилом небольшой массы, однако ее необычный спектр, не похожий ни на что другое в галактике, заставил астрономов обратить на нее пристальное внимание и наблюдать за ней на протяжении последних двух лет.

Подобные наблюдения раскрыли множество странностей в устройстве и поведении этой звезды. Полное отсутствие нейтрального водорода и гелия на ее поверхности, достаточно низкая температура и многие другие свойства LP 40-365 указали на то, что она является не "Нормальным" светилом, а белым карликом с крайне необычными свойствами.

Все это заставило ученых проследить траекторию полета LP 40-365 и попытаться понять, что заставило ее "Катапультироваться" и начать лететь со столь высокой скоростью. Для этого ученые вычислили массу белого карлика, оказавшуюся примерно в пять раз меньше солнечной, и определили расстояние до него - около 970 световых лет.

Используя эти данные, веннес и его коллеги обнаружили, что траектория полета LP 40-365 проходит вдалеке от крупных шаровых скоплений звезд и центра галактики, откуда эту звезду могли выбросить черные дыры или другие массивные объекты. Это, в свою очередь, означает, что данный белый карлик является "Жертвой" взрыва сверхновой, причиной рождения которой он послужил сам.

Как полагают ученые, LP 40-365 примерно 50 миллионов лет назад был частью двойной системы, расположенной на другом краю галактики, в нескольких тысячах световых лет от текущего положения этого светила. Белый карлик, обладавший тогда примерно в 1, 5 раза большей массой, чем сегодня, постепенно "Воровал" материю своего спутника и накапливал ее на своей поверхности.

Когда его масса достигла критической отметки, его верхние слои взорвались, а его горячее ядро, состоящее из неона, кислорода и других "Тяжелых" элементов, было катапультировано в космос, в результате чего он начал двигаться с огромной скоростью.

Что произошло со второй звездой, веннес и его коллеги пока не знают, однако существование LP 40-365 говорит о том, что рождение сверхновых первого типа не обязательно приводит к гибели белого карлика, как считалось ранее. Это должно заставить ученых пересмотреть ту роль, которую сверхновые первого типа играют в современной космологии. Вселенная@Science_Newworld.