Вихри в атмосфере Юпитера.

15.11.2015 в 11:53

( Астрономия@Science_Newworld).

Экспериментальные данные свидетельствуют, что динамика облачного слоя Юпитера - лишь внешнее проявление могучих сил, действующих в подоблачной атмосфере планеты. Удавалось наблюдать, как в облаках возникает мощное вихревое образование, местный ураган, диаметром в 1000 км и более. Такие образования живут долго, по нескольку лет, а наиболее крупные из них - даже несколько сотен лет
Вихри в атмосфере Юпитера.. Подобные вихри образуются, например, в результате движения больших масс поднимающегося нагретого газа в атмосфере. Во многих случаях пятна темную окантовку имеют. Маленькие пятна живут менее 24 ч.

Вихри в атмосфере Юпитера. 01
Возникший вихрь выносит на поверхность облаков нагретые массы газа с парами малых компонентов, чем замыкается цепь их кругооборота в атмосфере. Образующиеся кристаллы аммиачного снега, растворов и соединений аммиака в виде снега и капель, обычного водяного снега и льда постепенно опускаются в атмосфере и достигают такого уровня температуры, где испаряются. В газовой фазе вещество снова в облачный слой возвращается.

Вихри в атмосфере Юпитера. 02
Как правило, в центре вихря давление оказывается более высоким, чем в окружающем районе, а сами ураганы были с Запада окантованы возмущениями с низким давлением. В земных ураганах такого типа часто наблюдаются молнии. Снимки с "Вояджеров" показали, что на ночной стороне Юпитера наблюдаются световые вспышки колоссальной протяженности - до 1000 км и более. Это сверхмолнии, энергия в которых намного больше, чем в земных. Выяснилось, однако, что юпитерианские молнии малочисленнее земных. Интересно, что молнии Юпитера были обнаружены через 3 месяца после открытия гроз на Венере.

Вихри в атмосфере Юпитера. 03
Вихревые образования вроде пятен голубого и коричневого оттенков наблюдались не , внимание, только в устойчивых поясах и зонах, но и в полярных районах Юпитера. Здесь характерный вид облачного слоя представляет светло-коричневое поле с темными и свет - лыми коричневыми и голубоватыми пятнами. Здесь, в области тех широт, где зональная циркуляция становится неустойчивой, пояса и зоны уступают место метеорологическим образованиям типа "Кружевных Воротников" и "плюмажей". Районы вблизи полюса планеты увидеть можно только с космических аппаратов. Кажущийся хаос пятен все же подчиняется общей закономерности циркуляции, причем определяющую роль играют движения в глубине атмосферы.

Вихри в атмосфере Юпитера. 04
Принимая ряд допущений, теоретики сумели в некоторых моделях получить явления, напоминающие то, что видно на Юпитере (и Сатурне. Одна из теоретических моделей структуры планеты представляет собой систему из вложенных друг в друга цилиндров, осью которых служит полярная ось. Цилиндры проходят сквозь всю планету и выходят на поверхность, скажем, у 40\xB0 с. ш. и у 40\xB0 ю. ш. то, что мы видим, - срезы этих цилиндров, вращающихся с различными скоростями. В том случае, если считать от экватора, то цилиндры проникают вглубь на половину радиуса планеты. Пятна или овалы также представляют собой сквозные колонны, зажатые между цилиндрами. Кстати, некоторые наблюдатели указывают, что симметрично БКП на той же широте в северном полушарии иногда видно такое же по размерам, но слабее выраженное пятно.

Вихри в атмосфере Юпитера. 05
Дочерние голубые пятна, возможно, наблюдаются сквозь разрывы облачного слоя. Однако часто разрывы бывают не связаны с пятнами и сквозь них видны более низкие облачные слои. Серия подобных разрывов вдоль границы северного экваториального пояса наблюдалась. Разрывы существуют довольно долго, по нескольку лет. О том, что это именно разрывы, свидетельствует повышенный поток тепла от этих мест. С глубиной температура возрастает быстро. Уже на уровне давления 2 бар она составляет примерно 210 к. а радиоизлучение, приходящее с больших глубин, свидетельствует о более высокой температуре. По расчетам, на глубине 300 км атмосфера Юпитера так же горяча, как и атмосфера Венеры у ее поверхности (около 730 к.

Вихри в атмосфере Юпитера. 06
Измерение тепловых потоков, исходящих от Юпитера, показало, что практически нет различий между полярными и экваториальными районами, его дневной и ночной сторонами. Значительную роль в этом играет подвод тепла благодаря адвекции - переносу газа в горизонтальных движениях атмосферы. На фоне упорядоченной структуры поясов и зон, вихрей и плюмажей наблюдаются быстрые течения газа - ветры со скоростью до 120 м/с. если учесть большую теплоемкость водорода, то не будет удивлять постоянство температуры в разных районах планеты.

Вихри в атмосфере Юпитера. 07
Причиной мощной циркуляции, доставляющей тепло к облачному слою, несомненно служит тепловой поток, исходящий из недр планеты. Измерения показали, что собственные источники энергии Юпитера дают не меньше тепла, чем планета получает от солнца. Во многих научных работах можно прочесть, что дополнительная энергия в недрах Юпитера и других планет - гигантов освобождается в результате очень медленного их сжатия; причем расчеты показывают, что для этого достаточно сжатия планеты на миллиметры в год. Однако сведения о строении Юпитера не подтверждают эту гипотезу.

Вихри в атмосфере Юпитера. 08
Анализ движения космических аппаратов в гравитационном поле планеты позволяет судить о строении ее недр и состоянии вещества. Движение аппаратов показывает, что это газо - жидкая планета, состоящая из смеси водорода и гелия, и что твердой поверхности она не имеет. Фигура Юпитера математически идеальна, какой может быть только жидкая планета. Безразмерный момент инерции имеет очень низкое значение: 0, 254. Это говорит о высокой концентрации массы в центре планеты. Значительная часть его ядра в жидком состоянии находится. А жидкое ядро несжимаемо практически. Источником теплового потока может быть выделившееся еще при формировании планеты (4, 5 млрд лет назад) тепло, запасенное в ядре и оболочках Юпитера.

Есть свидетельства тому, что на ранних стадиях эволюции Юпитер излучал в космос огромные потоки энергии. Галилеевы спутники Юпитера, расположенные несравненно ближе к своей планете, чем к солнцу, получали на единицу площади больше энергии, чем Меркурий от солнца. Следы этих событий на поверхности ганимеда сохранились. Расчеты показывают, что пиковая светимость Юпитера могла доходить до 1/10 светимости солнца. В лучах Юпитера плавились льды на поверхности всех спутников, частично включая ганимед. Реликтовое тепло планеты сохраняется с той далекой эпохи. А в настоящее время важным источником тепла может быть медленное погружение к центру планеты более плотного, чем водород, гелия. (c) в. Г. Сурдин. Солнечная система.