В почве марса впервые найден бор.

09.09.2017 в 18:52

Марсоход Curiosity впервые нашел бор непосредственно в марсианской почве, раньше его наличие определялось только косвенными методами. Это может служить свидетельством того, что на марсе когда-то существовала органическая жизнь. Также ученые механизм проникновения бора в породу предложили. Соответствующая статья в Geophysical Research Letters вышла.

В почве марса впервые найден бор.
Бор важную роль в формировании жизни на планете играет. Согласно "Гипотезе РНК - Мира", первые живые организмы (например, на земле) состояли из отдельных нитей РНК. РНК содержит генетическую информацию и может самореплицироваться, но ее ключевой составной элемент рибоза быстро разлагается в воде. Однако если в воде дополнительно растворен бор, он стабилизирует рибозу, так что формирование РНК становится возможным.

Марсоход Nasa Curiosity исследует поверхность планеты с августа 2012 года. На данный момент он прошел более 15 километров. Сейчас марсоход изучает пятикилометровый осадочный холм в кратере гейла - гору эолида (Aeolis Mons, неофициально известна как "Гора Шарпа".

Присутствие бора в почве было замечено Curiosity с помощью Chemcam - набора инструментов дистанционного исследования, в том числе Libs (лиэс, лазерно - искровая эмиссионная спектрометрия) и RMI (Remote Micro - Imager. Libs производит анализ спектра испаряемой лазером породы, а RMI фотографирует место наблюдения до и после измерений Libs, чтобы можно было понять, в каком окружении эти измерения производятся. Зарегистрированное приборами излучение длиной волны между 249, 75 и 249, 84 нанометрами свидетельствовало о содержании бора в исследуемой породе.

В основном минералы, содержащие бор, были найдены в переломах, заполненных сульфатом кальция. Более точно, положительными оказались пять проб, взятых из разломов в заливе йеллоунайф (Yellowknife Bay) и тридцать восемь - из аргиллита горы шарпа и песчаника стимсона. Скорее всего, бор содержится и в коренных породах, но детектировать его мешает высокое содержание в них железа.

Учеными был также предложен механизм образования боросодержащих минералов. Скорее всего, раньше на месте кратера гейла было озеро, в воде которого был растворен бор. Понемногу озеро испарялось, и бор переходил в подземные воды. Потом растворенные соли перераспределялись в породе и выходили на поверхность в ходе эрозии, где их уже смог увидеть Curiosity. Механизм испарения, рассмотренный авторами статьи, подразумевает, что подземные воды гейла скорее всего были слабощелочными.

Содержание бора в марсианской почве уже подтверждалось до этого различными косвенными методами. Например, с помощью орбитальных мультиспектральных приборов дистанционного зондирования. Также бор часто находят в марсианских метеоритах в виде ассоциаций во включениях расплавов, оливина или пироксена. Однако непосредственно (in Situ) в марсианской почве его пока не находили.

Солнечная_система@Science_Newworld марс@Science_Newworld.