В галактике Андромеда уникальный сверхмедленный пульсар обнаружен.

26.04.2017 в 00:31

Команда ученых из МГУ имени М. в. Ломоносова впервые провела наблюдения процесса "Омоложения" уникального сверхмедленного пульсара Xb091d. Эта нейтронная звезда, полагают астрономы, захватила компаньона всего около миллиона лет назад, и с тех пор постепенно восстанавливает свое быстрое вращение.
В галактике Андромеда уникальный сверхмедленный пульсар обнаружен.
Пульсары образуются после яркой гибели массивных молодых звезд, которые взрываются сверхновыми. При этом их внешние оболочки отбрасываются, а ядро сжимается, превращаясь в компактную сверхплотную сильно намагниченную нейтронную звезду. Молодой пульсар быстро вращается со скоростью несколько сотен оборотов в секунду, излучая направленные потоки энергии, и поэтому на земле регистрируется астрономами как пульсирующий источник рентгеновского излучения с частотой 100-1000 импульсов в секунду. По мере старения пульсар теряет энергию вращения и постепенно замедляется.
Замедлившийся пульсар может начать восстанавливать свое вращение, если подойдет слишком близко к обычной звезде, которая значительно больше пульсара, но менее плотная. Когда образовывается устойчивая бинарная система, нейтронная звезда начинает перетягивать вещество с обычной звезды, получая при этом дополнительный импульс и ускоряя вращение. За недолгие по космическим Меркам сто тысяч лет пульсар, уже замедлившийся до одного оборота в несколько секунд, может вновь раскрутиться в тысячи раз быстрее. Именно этот редчайший момент удалось наблюдать команде астрофизиков государственного астрономического института им. П. к. штернберга (гаиш МГУ) совместно с коллегами из Италии и Франции. Изученный ими рентгеновский пульсар Xb091d был открыт на самых ранних этапах "Омоложения" и оказался самым медленно вращающимся из всех раскручивающихся пульсаров, известных на сегодняшний день. Полный оборот он совершает за 1, 2 секунды, что в десять раз медленнее предыдущего рекордсмена. По оценкам ученых, "Разгон" пульсара начался менее миллиона лет назад. Ученые предполагают, что Xb091d вновь "Наберет Обороты" и станет обычным миллисекундным пульсаром примерно через 50 тысяч лет.
Однако необычным оказался не только период, в который удалось наблюдать астрономам необычный пульсар, но и место его расположения. Исследование показало, что Xb091d находится в соседней галактике Андромеда, удаленной от нас на 2, 5 миллиона световых лет, среди звезд невероятно плотного шарового скопления B091d, в котором в объеме радиусом 45 световых лет уместилось более миллиона старых и тусклых светил. Возраст самого скопления оценивается в 12 миллиардов лет, и все процессы, связанные со взрывами сверхновых и образованием пульсаров, должны были давно в нем закончиться.

Источник: in - Space. ru астрономия@Science_Newworld.