Ученые создали ската - киборга из клеток крысиного сердца, который умеет плавать в воде и управляется световыми импульсами.

09.07.2016 в 09:29

"Это не Организм, Поскольку Воспроизводиться не Может, но он, Определенно, жив", - считает один из разработчиков киборга.

Американские ученые собрали миниатюрного киборга из кардиомиоцитов гм - крыс. Напоминающее ската устройство способно плавать в воде, управляясь световыми импульсами. Его снимок украсил обложку свежего номера журнала Science, в котором авторы опубликовали отчет о своей работе.

По словам Кевина кита Паркера (Kevin Kit Parker), разработчика из института виза при гарвардском университете, идея пришла ему во время посещения с дочерью бостонского аквариума: "она попробовала погладить ската, опустила руку в воду, но тот быстро уплыл от нее, очень красиво, - сказал ученый в интервью Gizmodo. - Тут меня будто молнией ударило: ведь я могу построить такую же мышечную систему". Своей идеей Паркер поделился с коллегой суньцзинь парком (Sung - Jin Park: "Я сел Перед ним и Сказал:"суньцзинь, мы разберем на части крысу и соберем из нее ската, а потом будем управлять им с помощью света".

Ранее Паркер и его коллеги уже демонстрировали полуживое - полусинтетическое существо - плавающего "Медузоида" (Meduzoid), собранного из слоя кардиомиоцитов (клеток сердечной мышцы) на упругой силиконовой подложке. Однако работа над "Скатом" намного сложнее оказалась. Для начала ученые получили гм - линию крыс, кардиомиоциты которых активировались под действием синего света. Клетки были забраны у 2-дневных эмбрионов и культивировались на силиконовой подложке с тонким "Скелетом" из золотой проволоки. Фибронектин - белок соединительной ткани - направлял их рост в нужных направлениях.

Авторы получили 16-миллиметровую, 10-граммовую структуру, содержащую порядка 200 тыс. Кардиомиоцитов и способную двигаться в воде. В отличие от настоящих скатов, плавники которых перемещаются вверх и вниз разными группами мышечных клеток, в этой упрощенной структуре кардиомиоциты способны лишь опускать их, а обратное движение обеспечивается упругостью проволочного скелета. Подсветив две ее стороны импульсами синего света, можно вызвать волну сокращений, которая заставляет "Ската" продвигаться вперед; меняя частоту световых импульсов, можно контролировать скорость плавания, а облучая лишь одну сторону - заставлять киборга поворачивать. И хотя скорость движения пока не превышает 9 метров в час, ученые продемонстрировали, что "Скат" способен успешно огибать препятствия.

"Я думаю, мы получили биологическую форму жизни, - прокомментировал Паркер свою разработку для журнала Popular Mechanics. - Это не организм, поскольку воспроизводиться не может, но он, определенно, жив". Конечной целью работ Паркера остается создание полноценных "Живых Роботов" - управляемых устройств из живой ткани, например, сердечного импланта. Роман фишман, Nplus1. ru.