Ученые еще одну многообещающую земплеподобную планету открыли.

16.11.2017 в 19:52

Всего в 11 световых годах от солнечной системы астрономы обнаружили новую землеподобную планету с климатом, который предположительно может подходить для жизни. Следует отметить, что после проксимы b это вторая ближайшая к нам экзопланета, обладающая подобной особенностью. Объект получил название Ross 128 b и расположен в обитаемой зоне своей звезды, красного карлика Ross 128. Обнаружили экзопланету с помощью приемника ESO Harps в обсерватории Ла силья в Чили
Ученые еще одну многообещающую земплеподобную планету открыли.. И для ее открытия ученым потребовалось немало времени.

"Мы Начали Вести Наблюдение за Звездой с Июля 2005 Года", - прокомментировал порталу Sciencealert астроном Николя астудильо - дефру из женевской обсерватории.

"С 2013 Года Наши Наблюдения Стали Более Частыми, и Только Спустя 157 Таких Наблюдений мы Смогли Уловить Достаточно Сильный Сигнал, Чтобы Можно Было Сделать Вывод о Наличии там Планеты".

Она обладает массой примерно в 1, 35 раза больше земной. Из этого можно сделать вывод, что она именно твердая, так как газообразные планеты, по крайней мере те, о которых нам известно, как правило, представлены настоящими гигантами. Еще одним признаком, указывающим на твердую природу Ross 128 b, является то, что она относительно близко расположена к своей родной звезде - примерно в 20 раз ближе, чем земля расположена к солнцу, - поэтому ее орбитальный период составляет 9, 9 дня.

Почему она может быть потенциально пригодной для жизни? Все просто: она не слишком горячая и в то же время не слишком холодная. Звезда Ross 128 является тусклым красным карликом. Излучает меньше радиации, по сравнению с нашим солнцем. По предварительным подсчетам, планета получает всего в 1, 38 раза больше энергии по сравнению с землей. Кроме того, активность красного карлика Ross 128, говорят ученые, в несколько раз ниже по сравнению со средним показателем активности у других красных карликов, например, той же проксимы центавра. Другими словами, условия на планете Ross 128 b могут быть более стабильными.

Исследователи отмечают, что пока не знают, есть ли у Ross 128 b атмосфера. Но если она все же есть и похожа, скажем, на венерианскую, то равновесная температура на ее поверхности в таком случае будет составлять около - 4 градусов цельсия. Таким образом, если она похожа больше на земную, то ее показатель будет ближе к - 60 градусам цельсия. В том случае, если же атмосфера более разрежена, то она может быть разогрета до + 20 градусов цельсия. Узнать наверняка получится с запуском чрезвычайно большого телескопа, строительство которого в настоящий момент ведется. В эксплуатацию телескоп обещают ввести к 2024 году. Его мощность просто колоссальной будет. Колоссальной настолько, что у ученых появится возможность поиска биомаркеров на этой и других экзопланетах.

Обнаружить и собрать текущую информацию о планете Ross 128 b удалось благодаря методу измерения лучевых скоростей. В настоящее время для поиска новых экзопланет чаще всего используется именно транзитный метод. В его рамках определение планеты происходит в момент, когда она, двигаясь по своей орбите, проходит перед родной звездой, за которой следят астрономы. Когда планета располагается между полем зрения телескопа и звездой, яркость последней несколько снижается. Именно так ведет поиск новых планет, например, космический телескоп "Кеплер", уже обнаруживший 2337 подтвержденных экзопланет. Ученые говорят, что данный метод является наиболее результативным и эффективным, если исходить из голых цифр.

Тем не менее у транзитного метода поиска имеется один существенный недостаток. Он требует того, чтобы планета выстраивалась в одну линию со своей звездой таким образом, чтобы блокировать свет своего светила, за которым наблюдают астрономы. В случае, когда соответствие этим условиям невозможно, наиболее надежной альтернативой для определения присутствия экзопланеты является измерение лучевых скоростей.

Когда планета вращается вокруг звезды, она, понятное дело, не стоит на месте. С вращением она оказывает легкое гравитационное воздействие на звезду, придавая ей едва заметное круговое или эллиптическое движение. Другими словами, дистанция от земли до звезды слегка изменяется, следовательно, происходят и изменения в ее спектре. Когда она становится ближе к земле, ее сигнатура уходит в синий диапазон спектра. Когда она, наоборот, отдаляется от земли, то уходит в красный диапазон. Этот эффект называют доплеровским смещением, и именно его измерения производятся с помощью метода расчета лучевых скоростей.

Это весьма кропотливая и сложная работа. Именно поэтому приемнику Harps потребовалось целое десятилетие наблюдений для того, чтобы обнаружить экзопланету Ross 128 b.

"Даже в случае более близкого расположения звезды нам приходится иметь дело с множеством побочных шумов и эффектов в получаемых данных. Например, при отображении в данных динамики звездной поверхности амплитуда колебаний сигналов, создаваемых звездой и планетой, может совпадать, что усложняет для нас задачу в различении этих сигналов", - комментирует астудильо - дефру.

"Мы начали свое наблюдение за звездой в 2005 году. С 2013 года частота наблюдений стала более интенсивной, и только после проведения 157 таких наблюдений мы наконец поймали достаточно сильный сигнал планеты".

Как уже отмечалось выше, больше о планете ученые надеются узнать с вводом в работу европейского чрезвычайно большого телескопа.

"У нас есть некоторые идеи по поводу того, какие биомаркеры искать. Разумеется, они основаны лишь на наших знаниях о земле".