Создан опиоид без побочных эффектов.

19.10.2016 в 14:28

Международная группа ученых синтезировала низкомолекулярный опиоид, не обладающий серьезными побочными эффектами, характерными для этого класса лекарств. Результаты работы опубликованы в журнале Nature.

Создан опиоид без побочных эффектов.
Стимуляция мю - опиоидных рецепторов, отвечающих за обезболивание и эйфорию, а также формирование зависимости и угнетение дыхательного центра, может приводить к активации двух внутриклеточных сигнальных путей: связанного с G - белком и бета - аррестинового. Имеющиеся опиоиды действуют на оба эти пути. Накопленные к настоящему времени данные указывают на то, что желаемое обезболивающее действие реализуется через G - белок, а нежелательные побочные эффекты - через бета - аррестин.

В поиске селективного соединения сотрудники стэнфордского университета и других американских и немецких научных центров провели компьютерный скрининг более трех миллионов молекул на соответствие трехмерной структуре опиоидных рецепторов. При этом каждую из них оценили в примерно 1, 3 миллиона конфигураций. 2500 наилучших соединений затем проанализировали вручную на взаимодействие с ключевыми полярными участками (местами взаимодействия) активного центра рецептора. Из отобранных 23 молекул семь продемонстрировали наибольшее сродство к мю - рецептору.

Самую сильную и селективную из них затем подвергли различным химическим модификациям в поиске вещества с наилучшими свойствами. Получившееся в итоге соединение с рабочим названием Pzm21 оказалось высокоселективным в отношении мю - опиоидных рецепторов, мощно активировало сигнальный путь, связанный с G - белком, и минимально затрагивало бета - аррестин. Оно также минимально действовало на рефлекторные пути спинного мозга, активируя преимущественно центральные механизмы подавления боли.

В эксперименте на мышах Pzm21 в эквивалентных морфину анальгетических дозах не вызывало у животных желания повторного приема, существенных угнетения дыхания (основной причины смерти при передозировке опиоидов) и запора. Максимальный обезболивающий эффект вещества длился до 180 минут, что дольше, чем при введении морфина.