Почему мы поступаем плохо снова и снова?

01.07.2016 в 14:53

Ученые из северо-западного и пристонского университета предложили механизм объяснения повторяющегося неэтичного поведения у людей. По их мнению, в его основе лежит "Аморальная Амнезия".

Зачастую, аморальный поступок к появлению чувства вины, угрызений совести и других негативных эмоций, поэтому, следовало бы ожидать, что люди будут стараться избегать подобных поступков. Тем не менее, как замечают ученые, неофициальные данные говорят об обратном
. В своей работе исследователи попытались найти корни повторяющегося аморального поведения. По их мнению, в его основе лежит то, что воспоминания людей о неэтичных поступках со временем становятся запутанными и нечеткими.

Для того, чтобы показать это, психологи провели серию из девяти исследований, в которых приняли участие приблизительно 2100 человек. Ученые сопоставили, насколько хорошо, при сопоставлении с нейтральными, позитивными и негативными сценами и ситуациями аморального поведения других, люди запоминают ситуации, в которых вели себя неэтично.

В одном из экспериментов психологи просили добровольцев написать о своих воспоминаниях, попадающих в вышеуказанные категории, а затем анализировали их с точки зрения ясности формулировок, количества описанных мыслей и эмоций. В других экспериментах исследователи изучали эмоции людей в играх, в которых они могли обманом получить больше денег. Помимо этого, феномен аморальной амнезии изучался при помощи оценки запоминания текстовых материалов, описывающих этичное или неэтичное поведение людей от первого / третьего лица.

Анализ результатов экспериментов показал устойчивую и сохраняющуюся в разных условиях тенденцию участников к тому, чтобы запоминать свои этичные поступки лучше, чем собственное неэтичное поведение. Такой эффект наблюдался спустя некоторое время - в ситуациях, когда действие только было совершено, память участников работала одинаково хорошо. В то же время воспоминания о поступках других были одинаковыми вне зависимости от моральности.

Как показали эксперименты, дискомфорт после совершения поступка, противоречащего этическим нормам, со временем смягчается. Кроме того, чем больший дистресс у человека возникает после нечестного поведения, тем более запутанными становятся его воспоминания. Таким образом, психологи выдвинули гипотезу о существовании "Аморальной Амнезии": феномена, который проявляется в том, что неэтичные действия со временем забываются, а если люди и помнят о них, то эти воспоминания со временем становятся менее яркими и четкими по сравнению с другими типами воспоминаний.

Этот феномен помогает объяснить, почему, несмотря на неприятные последствия и психологические ощущения, люди продолжают совершать аморальные поступки. Ранее, американские ученые, реплицировавшие эксперименты Стэнли милгрэма, выявили еще один механизм, который позволяет нам поддерживать положительный образ себя в контексте неприемлемого поведения - как оказалось, причиняя ущерб кому-то по приказу другого лица, мы не воспринимаем эти действия как свои.

Работа была опубликована 16 мая в журнале Pnas.