Наука для всех простыми словами

Самый лучший сайт c познавательной информацией.

Лютые звери и крокодилы русских летописей.

11.07.2016 в 15:52

Ezomir.

Во второй новгородской (архивной) летописи имеется странная запись за 1581 год:

"В лето 7090. Поставиша город земляной в Новгороде. Того же лета изыдоша коркодили лютые звери из реки и путь затвориша, людей много поядоша, и ужасошася людие и молиша бога по всей земле; и паки спряташася, а иных избиша. Того же году преставися царевич Иван Иванович в слободе, декабря в 14 день" (ПСРЛ т. 30, стр. 320
. ни один серьезный исследователь не обращает на эту запись из-за ее явной нелепости. Какие могут быть крокодилы в северных русских реках? В случае если это не грубая подделка - а это в русских летописях встречается! - То, скорее всего, какое-то наивное преувеличение летописца, своеобразный художественный прием, подчеркивающий общее "Нестроение" в православном мире через природное "нестроение". Божий мир пошатнулся, порождая неестественных монстров, и то же шатание произошло в умах христиан. И как следствие всего этого последовало убийство Иваном грозным своего сына.


Но о том, что царевич Иван был убит своим отцом, летописец не решился открыто написать, применив своеобразную метафору.


Именно так объяснял мне эту странную запись, тогда еще доцент, а ныне доктор филологических наку, специалист в области древней русской литературы, Василий Васильевич Калугин.


Но вот еще одна запись того времени. Ее оставил Джером горсей, агент английской торговой компании, долгое время живший в России. В 1589 году он в очередной раз выезжает в Москву и, проезжая по Польше, стал очевидцем невероятного события:

"Я выехал из Варшавы вечером, переехал через реку, где на берегу лежал ядовитый мертвый крокодил, которому мои люди разорвали брюхо копьями. При этом распространилось такое зловоние, что я был им отравлен и пролежал больной в ближайшей деревне, где встретил такое сочувствие и христианскую помощь мне, иностранцу, что чудесно поправился".

(Джером горсей "записки о России. XVI - начало Xvii в. " М. 1990, стр. 196.

Лет за семьдесят до этого о каком-то животном, очень похожем на крокодила, писал и Сигизмунд герберштейн, австрийский посол к царю Ивану III, приезжавший в Россию в 1517 и 1526 г. г. описывая Литву, он делает следующее замечание:

"Эта область изобилует рощами и лесами, в которых иногда можно наблюдать страшные явления. Именно, там и поныне очень много идолопоклонников, которые кормят у себя дома, как бы пенатов, каких-то змей с четырьмя короткими ногами, наподобие ящериц, с черным и жирным телом, имеющих не более трех пядей в длину и называемых гивоитами; именно в положенные дни они очищают свой дом и с каким-то страхом, со всем семейством благоговейно поклоняются им, выползающим к поставленной пище, до тех пор, пока те, насытившись, не вернутся на свое место".

(Герберштейн с. "Записки о Московских Делах". СПб 1908, стр. 178).

Что это были за животные и в силу чего внушали они литовцам мистический страх - все эти вопросы остаются до сих пор без ответов. Можно только предположить, что эти небольшие животные - около 50-70 см длиной - в сознании язычников отождествлялись каким-то образом с реликтовыми монстрами, некогда широко распространенным в тех местах. Это могли быть крокодилы или иные пресмыкающиеся животные.

Другие ученые видят в этих верованиях отголоски почитания некогда общего для славянских племен бога ящера. У соседей балтов - ляшских полян, псковских кривичей и новгородских словен и в уже сравнительно позднее время как отголосок веры в мирового змея, ящера прослежен обычай почитания "Гадов". В поучениях против язычества этих "Гадов" крокодилами именуют.
Упоминание о крокодиле - ящере встречается еще в XI в. в "Беседе Григория Богослова об Испытании Града" в разделе, посвященном рыболовству и связанными с ним языческим обрядам, записано: "… Ов некто, который. - Авт. Пожьре новоду своему, имъшю мъного благодарственная жертва за богатый улов. - Авт. … бога створьшаго небо и землю раздрожаеть. Ов Реку богыню нарицает, и зверь, живущь в ней, яко бога нарицая, требу творить".
Следы обитания загадочных "Русских Крокодилов" хранят топонимы многих озер и рек северо-запада: река ящера, озеро ящино, населенные пункты ящера, малая ящера и др. В окрестностях Москвы можно упомянуть спас - крокодильный монастырь близ клина (ныне село спас - крокодилино. Возможно, на Новгородчине в районе развалин рдейского монастыря существовало капище. В этих краях ящера рассматривали как отца Волхова или даже самого Волхова.

Но не исключено, что эти верования появились на вполне реальной почве. То есть, существовали некие реликтовые монстры, которые и послужили основой для языческих верований.

В обширной монографии б. а. Рыбакова "Язычество Древней Руси" запись j о появлении крокодилов в новгородской землек была истолкована как документальное свидетельство. По мнению академика, речь в данном случае идет о "Реальном Нашествии Речных Ящеров", культ которых якобы существовал в дохристианской славянской культуре.

Интересную запись о каком-то монстре, на этот раз морском, оставил турецкий путешественник эвлия челеби, совершивший путешествие к берегам Каспия в середине Xvii века:

"Чудовище каспийского моря со слоновьими ушами.

Снявшись отсюда и продвигаясь вдоль берега моря, мы увидели рыбину, выброшенную на берег морской волной. Длина ее была равна целым ста шагам. У нее было две головы: одна у хвоста, похожая на голову змеи, а другая - величиной с купол бани. Это чудовище имело описываемые в сказках черты дракона. В верхней челюсти у него было сто пятьдесят зубов, а в нижней - сто сорок. Каждый зуб был величиной в локоть и толщиной с бедро человека. Уши походили на слоновьи, глаза - с круглый столик. Все тело было покрыто волосами, как у свиньи. Откровенно говоря, эта рыбина была ужасной и внушала страх. Все население баку, Шемахи и демиркапу собралось и разглядывало ее. Один путешествующий по каспийскому морю, по имени Ходжа Сары - хан, рассказал: "эта рыба водится , внимание, только в хазарском море, и рыбаки называют ее чудовищем со слоновьими ушами. Все рыбы ее боятся". И поистине, у других морских берегов не найти существа с подобными туловищем и кожей, как у этого, которое лежало на берегу каспийского моря. Кожа его не имеет никакого сходства с кожей морских животных. Сами эти существа - то четырехугольные, то пятиугольные, то круглые, как дубинка, а хвост узкий".
(Эвлия челеби "Книга Путешествий").

Возможно, в этом описании есть много преувеличений, но эта запись турецкого путешественника свидетельствует о том, что реликтовые животные не были редкостью и обитали во многих местах.

В русских летописях довольно часто упоминаются крокодилы и, как правило, никаких пояснений при этом не дается. Из этого можно сделать вывод, что это животное было хорошо известно не только начитанному книжнику - летописцу, который мог узнать о нем из греческих книг, но и более широкому кругу читателей.

В галицко - волынской летописи содержится похвальное слово к роману Галицкому, в котором так описаны его воинские качества:

"Сердит же Бысть яко Рысь, и Губяше яко и Коркодил, и Прехожаше Землю их, яко и Орел, Храбр бо бе яко и тур".

Эта запись относится к 1200 году. Стоит обратить внимание, что крокодил помещен здесь среди вполне реальных и хорошо известных животных славянских земель: рысь, орел, тур. Не значит ли это, что крокодил и в самом деле существовал в то время?

Лет тридцать назад в нашей исторической науке обсуждался интересный вопрос, связанный с идентификацией одного животного, которое часто упоминается в русских летописях. Трудность с его определением вызвана тем, что это животное не имеет видового названия и известно под эмоционально - описательным термином "Лютый Зверь". Понятно, что этот зверь лют, свиреп, беспощаден, что он является хищником. Но историки до сих пор не могут с определенностью сказать, что это за зверь.

Оставил упоминание о лютом звере и Владимир Мономах в своем "Поучении". Описывая свои княжеские охоты, он особо упомянул о единственной своей встрече с этим свирепым хищником:

"Лютый Зверь Скочил ко мне на Бедры и Конь со Мною Поверже".

(Сост. Дмитриева Л. а. и Кочеткова Н. Д. "русская литература XI - Xviii вв. М. 1988 г., стр. 60).

В современном переводе воспоминания об охоте Владимира Мономаха звучат так:

"И вот что я в Чернигове делал: коней диких своими руками связал я в пущах десять и двадцать, живых коней, помимо того, что, разъезжая по равнине, ловил своими руками тех же коней диких. Два тура метали меня рогами вместе с конем, олень меня один бодал, а из двух лосей один ногами топтал, другой рогами бодал. Вепрь у меня на бедре меч оторвал, медведь мне у колена потник укусил, лютый зверь вскочил ко мне на бедра и коня со мною опрокинул, и бог сохранил меня невредимым. И с коня много падал, голову себе дважды разбивал, и руки и ноги свои повреждал - в юности своей повреждал, не дорожа жизнью своею, не щадя головы своей".

Было высказано мнение, что "Лютым Зверем" Мономах называл рысь. Но с этим трудно согласиться, поскольку сомнительно, чтобы рысь могла опрокинуть коня с всадником. Для этого она не имеет нужной массы. Непонятно, почему "Лютый Зверь" вскочил князю Владимиру "на бедра". Не на плечи или спину, как обычно нападает рысь, а на ноги. Промахнулась или прыгала снизу? И эта проворная тварь была так тяжела, что даже конь не устоял на ногах?

В попытках понять, что же это был за зверь, стоит снова вернуться к новгородской летописи. В ней оборот "Лютый Зверь" употреблен как синоним к слову "коркодил". Слово "Коркодил" иностранное и требует, в отдельных случаях, пояснения. Летописец и поясняет, что "Коркодил" и есть "лютый зверь".

В 31 томе полного собрания русских летописей помещена "книга, глаголемая летописец великий земли российская …", в котором описываются мифические события древнейшей славянской истории, связанной с великим князем словеном. И здесь присутствует словосочетание "Лютый Зверь Крокодил":

"Большой же сын Словена был Бесоугодник и Своими Бесовскими Ухищрениями Превращался в Лютого Зверя - Крокодила, Залегал в Реке Волхове Путь Водный и Непокоряющихся ему Пожирал, Которых Опрокидывал и Топил".

(Перевод Ю. росциуса).

Отсюда можно сделать вывод, что "Лютый Зверь" русских летописей есть некое реликтовое животное, весьма сходное с крокодилом. Возможно, что этот был уцелевший вид древних рептилий. Предположим такой, как сирруш, чье изображение было помещено в древнем Вавилоне на воротах царицы иштар.

Барельефы сирруша имеют очень четкий контур и изображают узкое туловище, покрытое чешуей, длинный и тонкий чешуйчатый хвост и такую же длинную и тонкую чешуйчатую шею со змеиной головой. Пасть закрыта, но из нее высовывается длинный раздвоенный язык. На затылке видны кожистые уши, украшенные прямым рогом, служащим также и оружием. Возможно, что рога там два, поскольку на изображении тура - рими виден тоже лишь один рог.

"Очень примечательно, - пишет немецкий археолог колдевей, проводивший раскопки ворот иштар, - что, несмотря на чешую, животное имеет шерсть. Рядом с ушами с головы ниспадают три спиралевидные пряди, а на шее там, где должен быть гребень ящерицы, тянется длинный ряд вьющихся локонов". Но самая примечательная деталь - лапы. Передние похожи на лапы животного из семейства кошачьих (скажем, пантеры), а задние - на птичьи. Они очень большие, четырехпалые, покрыты крепкой чешуей. И вопреки сочетанию столь разных деталей сирруш выглядит как живой, во всяком случае, совсем как изображенный рядом с ним рими (бык), если не более естественно".

О культе поклонения древних вавилонян какому-то реликтовуму животному есть свидетельство в 14 главе книги пророка Даниила:

21 и, разгневавшись, царь приказал схватить жрецов, жен их и детей и они показали потаенные двери, которыми они входили и съедали, что было на столе.
22 тогда царь повелел умертвить их и отдал вила Даниилу, и он разрушил его и храм его.
23 был на том месте большой дракон, и вавилоняне чтили его.
24 и сказал царь Даниилу: не скажешь ли и об этом, что он медь? Вот, он живой, и ест и пьет; ты не можешь сказать, что этот бог неживой; итак поклонись ему.
25 Даниил сказал: господу богу моему поклоняюсь, потому что он бог живой.
26 но ты, царь, дай мне позволение, и я умерщвлю дракона без меча и жезла. Царь сказал: даю тебе.
27 тогда Даниил взял смолы, жира и волос, сварил это вместе и, сделав из этого ком, бросил его в пасть дракону, и дракон расселся. И сказал Даниил: вот ваши святыни!
28 когда же вавилоняне услышали о том, сильно вознегодовали и восстали против царя, и сказали: царь сделался иудеем, вила разрушил и убил дракона, и предал смерти жрецов, 29 и, придя к царю, сказали: предай нам Даниила, иначе мы умертвим тебя и дом твой. 30 и когда царь увидел, что они сильно настаивают, принужден был предать им Даниила, 31 они же бросили его в ров львиный, и он пробыл там шесть дней.