Кольца Сатурна оказались ровесниками динозавров.

15.12.2017 в 12:53

На этой неделе в США проходит ежегодное собрание американского геофизического союза (AGU); его участники уже рассказали о том, как по спутниковым фотографиям моделировали первый за последние 54 года долгоживущий вулканический остров и как может выглядеть новая цель зонда New Horizons - Mu69, объект пояса койпера, у которого может быть спутник.

Кольца Сатурна оказались ровесниками динозавров.
Сегодня очередной доклад собрания дал ответ на многолетнюю загадку возраста колец Сатурна. О докладе рассказывает редакционная статья на сайте журнала Science.

Для определения времени формирования колец Сатурна две международные группы ученых использовали данные "Кассини", собранные зондом в последние месяцы перед падением в атмосферу газового гиганта. Оказалось, что кольца образовались всего несколько сотен миллионов лет назад, намного позже самого Сатурна, возраст которого составляет 4, 5 миллиарда лет. Динозавры и все их предшественники жили в солнечной системе с Сатурном без колец.

Первые доказательства относительной молодости колец Сатурна появились еще в конце 70-х во время полета "Вояджера", но тогда ученые не смогли предложить убедительные альтернативные версии образования колец, а данные "вояджера" можно было интерпретировать по-разному. Данные "Кассини" позволили подтвердить возраст колец уже в августе, а сейчас ученые в подробностях рассказали о доказательствах того, что кольца появились 200-100 млн лет назад.

Первым доказательством относительной молодости колец стала их масса. До миссии "Кассини" ученые переоценивали плотность и количество вещества в центральном кольце B, а это порождало ошибку в оценке возраста; на формирование массивного кольца нужны условия, существовавшие в молодой солнечной системе 4, 5 миллиарда лет назад. Измерения гравитации колец, сделанные "Кассини" во время прохождения между Сатурном и кольцами, показывают, что суммарная масса вещества колец составляет 0, 4 массы мимаса - самого большого спутника планеты - гиганта; это значение слишком мало для теории о совместном формировании Сатурна и его колец.

Другим доказательством стала чистота водяного льда колец. Инструмент "Кассини" - анализатор космической пыли (Cosmic Dust Analyzer) - 12 лет регистрировал скорость и плотность потока микрометеоритов; оказалось, что за миллиарды лет этот поток должен был порядком загрязнить вещество колец, чего на самом деле не наблюдается, а значит, кольца существуют не так давно. Судя по содержанию примесей в веществе колец, они сформировались от 150 до 300 миллионов лет назад или даже позже.

Считается, что своим происхождением кольца обязаны столкновению одного из ледяных спутников Сатурна с кометой или астероидом или столкновению двух спутников. Возможно также, что из-за особого расположения орбит два спутника планеты - гиганта разрушили друг друга силой взаимного притяжения.